Постановлением Совета Министров от 15 августа и приказом Министерства оборонной промышленности от 26 августа 1953 года первый опытный самолёт СМ-9/1, который создавался в ОКБ Микояна по программе сверхзвукового истребителя, был установлен срок апрель 1954 года для предъявления самолёта на государственные лётные испытания.
Самолёт строился на базе второго экземпляра истребителя сопровождения СМ-2. К выполнению задания ОКБ приступило в сентябре 1953 года. Самолёт СМ-9/1 был закончен в производстве и отправлен на заводские испытания 21 декабря 1953 г. Первый полёт 5 января 1954 года выполнил лётчик-испытатель Григорий Седов. Уже в первых испытательных полётах был преодолён звуковой барьер и достигнута скорость 1400 км/час.
Испытания самолёта проводились совместно с лётными исследованиями и доводками двигателей АМ-9Б, которые неоднократно выходили из строя, снимались и заменялись. С 3 июня по 4 июля 1954 года производились ремонтно-восстановительные работы, так как 2 июня самолёт при посадке получил повреждения из-за одновременной остановки двигателей на малой высоте.
13 августа 1954 года завершились заводские испытания, и самолёт СМ-9/1 передали в ГК НИИ ВВС на госиспытания, которые проходили в период с 3 сентября 1954 г. по 1 марта 1955 г. и завершились с удовлетворительными результатами. Ещё до завершения заводских испытаний постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1954 года самолёт СМ-9 запустили в серийное производство под наименованием МиГ-19.
МиГ-19 – первый отечественный серийный сверхзвуковой истребитель
Вооружение самолёта состояло из трёх пушек НР-23. Первоначально предполагалось установить пушки НР-30, но по решению Министерства авиационной промышленности, до прохождения ими госиспытаний, на МиГ-19 установили пушки НР-23. Также предусматривалась подвеска двух бомб по 250 кг или двух блоков ОРО-57К. Установлен жидкостный антиобледенитель фонаря.
Второй экземпляр самолёта СМ-9 в мае 1954 года был оборудован двигателями АМ-9Б, а в июне начались лётные исследования работы двигателей по специальной программе. Всего до 6 августа было выполнено 12 полётов. В июле и августе из 62 дней самолёт находился в лётном состоянии только восемь дней, а в остальное время производились работы по доводке двигателей, которые за этот период менялись восемь раз.
Параллельно с исследованием работы двигателей на этом самолёте проводилась отработка в полёте системы управления стабилизатором. Первый полёт СМ-9/2 с управляемым стабилизатором состоялся 16 сентября 1954 года. Однако вследствие длительных простоев самолёта из за отсутствия двигателей и недоведённости бустера БУ-14, полностью осуществить в 1954 году эти работы не удалось. За период с 16 сентября по 27 ноября 1954 года на самолёте выполнено восемь полётов. С 27 ноября и до конца года полёты были прекращены в связи с доводкой двигателей на заводе № 300. В 1955 году испытания СМ-9/2 возобновились. Всего выполнено 58 полётов по программе отработки управляемого стабилизатора.
Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»