MC-21 – дайджест за июнь-2023

Фото: © пресс-служба аэропорта Внуково

Использование композита для изготовления крыла МС-21 даёт существенный выигрыш сразу по нескольким параметрам, включая и суммарную стоимость лайнера, рассказал пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации технический директор – директор департамента развития производственной системы и управления качеством ОАК Юрий Тарасов.

Использование углепластика позволило изготовить для МС-21 крыло с тонким профилем и большим удлинением (не путать с размахом крыла!). По его словам, чем крыло тоньше, тем меньше аэродинамическое сопротивление, а удлинение крыла – отношение его размаха к САХ – средней аэродинамической хорде – влияет на другую составляющую лобового сопротивления – индуктивное сопротивление, создаваемое срывающимся с конца крыла вихрем. Этот тип сопротивления вносит существенный отрицательный вклад в аэродинамическое качество крыла. Индуктивное сопротивление может отсутствовать у крыла бесконечного размаха, но это идеальный случай. В жизни с индуктивным сопротивлением борются, устанавливая вертикальные законцовки крыла (винглеты, шарклеты, сайберлеты) либо увеличивая его размах.

Удлинение крыла из алюминия на лайнерах прежних поколений было в районе 8-9. «Сделать размах крыла больше не получалось, ведь алюминий – мягкий металл. Чтобы крыло из него не выгибалось под действием полётных нагрузок, прошлось бы увеличивать толщину, – поясняет Юрий Тарасов. – Такое алюминиевое крыло получилось бы настолько толстым, что его аэродинамическое сопротивление съело бы весь выигрыш от большого удлинения. А вот углепластик – более жёсткий материал. Поэтому крыло из него может иметь удлинение и 10, и 11, и даже больше».

Для углепластикового крыла МС-21 удалось достичь удлинения 11,5. Только за счёт этого аэродинамическое качество выросло на 5-6 процентов. В целом же композитное крыло большого удлинения с тонким профилем позволит МС-21 добиться снижения расхода топлива до 8% по сравнению с самолётами ABC (Airbus, Boeing, COMAC). За свой жизненный цикл (около 20 тыс. часов) среднемагистральный самолёт с «классическим» алюминиевым крылом сжигает 140 тыс. тонн горючего. Только за счёт «чёрного крыла» на каждом МС-21 можно будет сэкономить за тот же налёт более 11 тыс. тонн горючего. Эта цифра станет серьёзным аргументом при выборе между МС-21 и его «металлическими одноклассниками».

* * *

Опытный образец самолёта MC-21, рег. 73051, получивший в прошлом году двигатели ПД-14, покрашен в новую ливрею Объединённой авиастроительной корпорации. 2 июня самолёт вернулся из Ульяновска на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковский. Эта машина, так же как и борт 73056, планировалась к участию в авиасалоне МАКС-2023. Несмотря на отмену авиасалона, планы по перекраске в обновлённую ливрею не изменились.

7 июня опытный самолёт MC-21-310 рег. номер 73055 выполнил перелёт из Жуковского в Иркутск, где на ИАЗ пройдёт частичная замена иностранных самолётных систем и агрегатов на отечественные аналоги. Машину будут готовить для сертификации версии MC-21-310РУС.

* * *

На Иркутском авиазаводе продолжается сборка первых шести серийных самолётов MC-21-310, которые до конца 2024 года будут переданы авиакомпании «Россия», в ноябре возобновятся полёты на сертификацию импортозамещённого самолёта, сейчас на нём монтируются российские самолётные системы и агрегаты. Об этом 17 июня в рамках ПМЭФ-2023 рассказал в интервью телеканалу «Россия 24» глава ОАК Юрий Слюсарь.

«В Иркутске идёт сборка первых шести серийных самолётов, которые поставляются в авиакомпанию "Россия". Параллельно с этим наши коллеги по кооперации завершают испытания импортозамещённых систем, это и авионика, и связное оборудование, система кондиционирования, стойки шасси. Всё это будет установлено на самолёт и в ноябре начнём испытания полностью российского МС-21. Наша задача – за 2024 год эти испытания завершить, получить одобрение к основному сертификату, который мы получили ещё в 2021 году, и с 2024 года начать поставку самолётов в интересах авиакомпаний», – сказал Юрий Слюсарь.

При сохранении указанных сроков окончания импортозамещения и сертификации обновлённых компонентов, коммерческие перевозки на МС-21 авиакомпания «Россия» может начать в конце зимы - начале весны 2025 года. В оставшиеся полтора года требуется нарастить темпы изготовления и поставок отечественного оборудования как на Иркутский авиазавод, так и в Жуковский в ЛИиДК ОКБ им. А.С. Яковлева для замены оборудования и продолжения сертификационных полётов.

* * *

Томский государственный университет (ТГУ) разработал технологию, которая применяется для изготовления конверторов озона и генераторов кислорода для отечественной авиатехники, в частности они устанавливаются на MС-21 и Superjet New. Конверторы и генераторы уже поставляются серийно. Раньше подобное оборудование закупалось за рубежом.

* * *

Белорусские предприятия будут поставлять в Россию компоненты для МС-21 и Ту-214, также предполагается их участие в проекте SSJ-New. Уже достигнуты договорённости на поставку 1300 наименований комплектующих для МС-21, 700-800 – для Ту-214.

* * *

Гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский сообщил 16 июня в рамках ПМЭФ-2023, что авиакомпания готова в ближайшее время подписать твёрдые контракты на поставку самолётов МС-21 и Ту-214. Соглашения пока не достигнуты, но находятся в очень высокой степени проработки и согласования. «По МС-21 и Ту-214 там четвёртый квартал, декабрь 2024 года. То есть все сроки, которые изначально были заявлены производителем, и которые я уже озвучил, они сохраняются, их никто не корректирует», – сказал он.

Соглашение предусматривает передачу «Аэрофлоту» на условиях аренды 210 самолётов МС-21, 89 самолётов Superjet New и 40 Ту-214 в период с 2023 по 2030 год. В следующем году во флот перевозчика поступят первые два SSJ-New, а начиная с 2024 года планируется поставка первых шести самолётов МС-21 и первых семи самолётов Ту-214.

* * *

22 июня лайнер МС-21 б/н 73054 доставил в Казань служебным рейсом делегацию ОАК для участия в совещании по вопросам авиастроения. 21 июня в 14 часов самолёт из Жуковского перелетел во Внуково-3. Утром следующего дня лайнер вылетел в Казань и через 1 час 15 минут произвёл посадку в аэропорту столицы Татарстана. Во второй половине дня по окончании всех мероприятий на Казанском авиазаводе МС-21 привёз делегацию в ВКО, вечером того же дня борт вернулся в Жуковский. Самолёт пилотировал экипаж лётчиков-испытателей ОКБ им. А.С. Яковлева

В июне самолёты МС-21 по программе сертификации не летали. Машины оставались на земле для замены импортного оборудования на отечественное, его настройки и тестирования для возобновления сертификационных полётов.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (13 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...