В начале 1942 года советская авиация столкнулась с острой необходимостью в скоростных и манёвренных истребителях, способных противостоять немецкому Messerschmitt Bf-109.
В стенах ОКБ-301, основанного в 1939 году, коллектив конструкторов во главе с Семёном Лавочкиным трудился над созданием истребителя Ла-5, который стал развитием линейки самолётов СИ/И-301/ЛаГГ-3. Фактически, само существование ОКБ зависело от успеха в создании этого самолёта, но коллектив столкнулся с рядом проблем. Мощности, предполагавшиеся для выпуска машин Лавочкина, были отданы под самолёты Як-7, производство которых уже было развернуто. Кроме того, ощущалась острая нехватка двигателей водяного охлаждения М-107 Владимира Климова, которые должны были устанавливаться на Ла-5.
Самолёт ЛаГГ-3 имел ряд недостатков, включая недостаточную мощность двигателя и сложность в управлении. К 1942 году стало ясно, что этот истребитель нуждается в глубокой модернизации.
Вот как сложившуюся ситуацию описывает в своих воспоминаниях заместитель Лавочкина Семён Алексеев: «В декабре 1941 года Сталин вызвал к себе наркома А.И.Шахурина, его заместителя П.В.Дементьева и попросил их завизировать постановление правительства о запуске в серию Як-7 не только в Новосибирске, но и на заводе №21, где находилось ОКБ Лавочкина. Шахурин категорически отказался визировать это постановление: пусть, мол, Яковлев вначале наладит серию на заводе №153, а потом уже можно отдавать ему и завод в Горьком. Сталин с его доводами согласился.
Сразу же после этого Дементьев вызвал к себе в Москву Лавочкина и сказал ему:
– Вот что, Семён, гроза на тебя надвинулась. Твои дни сочтены. Ты должен сейчас предпринять совершенно необычайные шаги, чтобы изменить отношение военных и правительства к самолёту ЛаГГ-3. Я думаю, Яковлеву потребуется не меньше двух месяцев, чтобы наладить регулярный выпуск своих самолётов в Новосибирске.
В приёмной тем временем, со своими «болячками», ожидал вызова главный конструктор А.Д. Швецов. Лавочкин рассказал ему о разговоре с Дементьевым, а тот пожаловался на свои проблемы:
– Мотор М-82 никому не нужен. Сейчас на заводе скопилось больше сотни готовых, с приёмкой военпреда, моторов, а их никто не берет. У меня есть с собой комплект чертежей, на, посмотри, может быть получится поставить его на твой истребитель».
Старое фото, «ожившее» при помощи искусственного интеллекта. Оно может не полностью соответствовать реальности, но добавляет зрелищности. © Авиасалон МАКС
В сжатые сроки Алексеев с тремя помощниками сумел быстро перепроектировать самолёт, используя макетный двигатель М-82, присланный в Горький. Двигатель был тяжелее М-107 и имел больший диаметр поперечного сечения в силу конструкции «звезда». Проблемы с центровкой и аэродинамикой решались на месте без предварительного проектирования: конструкторы изменили форму носовой части фюзеляжа, перенесли часть оборудования в хвост и использовали ложные борта для создания плавных обводов. Вооружение также пришлось адаптировать, установив синхронные пушки ШВАК.
Испытания показали, что Ла-5, благодаря новому мотору, существенно превосходил своего предшественника ЛаГГ-3 по скорости, скороподъёмности и вертикальной манёвренности.

Когда первые машины Лавочкина поступили на фронт, лётчики оценили самолёт не только за манёвренность, но и за живучесть М-82 воздушного охлаждения, которая превосходила моторы жидкостного охлаждения. Кроме того, моторы защищали лётчиков в передней полусфере и были проще в обслуживании. Самолёты Ла-5 и модификации участвовали в боях практически на всех фронтах Великой Отечественной войны. Всего за время серийного выпуска было изготовлено более 10 тысяч самолётов.
Наиболее широко истребители Лавочкина применялись во время Курской битвы, где в воздухе столкнулись две новинки Ла-5ФН и немецкий FW 190A. Именно здесь открыл свой боевой счёт прославленный лётчик-истребитель Иван Кожедуб, сбив немецкий бомбардировщик Ю-87. За время войны Кожедуб одержал 64 победы в воздухе, и 45 из них совершил на истребителях Лавочкина Ла-5 и Ла-5ФН.
На Ла-5ФН летал и знаменитый лётчик Алексей Маресьев, герой «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Маресьев в ходе войны потерял обе ноги, но вернулся в небо на протезах за штурвалом самолёта Ла-5ФН.
Технические характеристики истребителя Ла-5