В конце апреля в Манеже Первого кадетского корпуса в Санкт-Петербурге прошёл форум «Российская современная авионика – 2022», в ходе которого обсуждалась ситуации в авиа- и вертолётостроительной отраслях в условиях тотальных санкционных ограничений. В работе форума приняли участие представители госкорпораций, авиационных заводов, радиоэлектронной промышленности и IT-сектора, разработчики и производители бортового радиоэлектронного оборудования для воздушных судов, специалисты профильных научно-исследовательских институтов и вузов – всего более 350 специалистов.
Ключевым мероприятием деловой программы стала пленарная дискуссия «Авионика времён перемен». Перед её участниками стояли три ключевых вопроса:
- «Какие тактические и стратегические шаги необходимо предпринять для достижения стабильности в отрасли?»
- «Насколько сегодня возможно быстрое развёртывание производств?»
- «Как будет развиваться гражданская и военная авиация и какие задачи стоят перед авионикой в связи с этим?»
Кроме того обсуждался переход к новой электронной компонентной базе, меры поддержки и другие возможности для эксплуатантов зарубежных воздушных судов, российское ПО для отечественных систем и кадровые проблемы.
Генеральный директор Института авиационного приборостроения «Навигатор», одного из организаторов форума, Сергей Бабуров отметил, что в стране сейчас действительно есть сложности в авиаотрасли в связи с новыми обстоятельствами.
«Ни для кого не секрет, что в любом воздушном судне, как и в блоках российской авионики, есть какая-то доля импортных комплектующих. Отвечая на вопрос, что делать дальше, какие стратегические шаги мы должны предпринять для решения этих сложных, острых вопросов, я бы разделил их на краткосрочные и долгосрочные. В первую очередь, для обеспечения краткосрочных поставок и серийного выпуска воздушных судов отечественного производства, надо работать с закупками. Федеральный закон № 275 ограничивает возможность закупить впрок какой-то объём комплектующих, которые нам позволят обеспечить выпуск наших блоков, систем самолётов на ближайшие 2-3 года для более плавного перехода на полностью импортозамещённую технику», – считает Сергей Бабуров.
Он также подчеркнул, что в долгосрочной перспективе в гражданском авиастроении необходимо пересматривать подход к контролю исполнения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, заимствовав успешные подходы из военного авиастроения.
Выступающие на форуме обозначили проблемы отрасли, с которыми сталкиваются российские авиакомпании. В частности, компания SITA, которая обеспечивает связь авиакомпании с самолётом в полете, отказала в предоставлении сервиса. Это привело к тому, что сегодня большинство российских авиакомпании не имеют связи с экипажем, не получают диагностику во время полёта, и не могут заранее знать, какую поддержку
организовать в аэропорту прибытия.
Также было высказано мнение о необходимости создавать спутниковую группировку подвижной связи, новое поколение беспилотных авиационных транспортных систем, пилотируемой военной и гражданской авиации, снабжать авиацию современной авионикой. Подчёркивалась важность всесторонней на долгую перспективу поддержки высокотехнологичного бизнеса и молодежи.
Инженер Научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем ЦАГИ Александра Гаврилова рассказала, что в институте продолжаются работы по расширению функций автопилота как пилотируемых, так и беспилотных винтокрылых машин. Ранее в рамках сотрудничества ЦАГИ с АО «Навигатор» были созданы и отработаны на пилотажных стендах алгоритмы автоматических бортовых систем управления. В частности, изучены методы обеспечения автоматического вывода летательного аппарата из сложного пространственного положения в горизонтальный полёт и возможность применения алгоритмов на основе скользящего режима и принципов нечёткой логики.
По её словам, программное обеспечение отрабатывалось в интерактивной среде для модельно-ориентированного проектирования MATLAB/Simulink. «Для вывода винтокрылой машины из сложного пространственного положения в горизонтальный полёт был создан оригинальный бортовой алгоритм. Он предполагает реализацию этой процедуры нетрадиционным методом, выполняя последовательное изменение углов крена, тангажа и курса, а с применением кватернионов* для описания углового положения вертолётов. Использование этих векторных характеристик в бортовой системе позволяет быстро, одним поворотом, вернуть летательный аппарат в горизонтальное положение», – рассказала Александра Гаврилова.
Сейчас специалисты ЦАГИ готовятся апробировать созданные алгоритмы для автопилотов на стенде полунатурного моделирования АО «Навигатор». Это программное обеспечение может применяться и в бортовых системах беспилотных летательных аппаратов.
Деловая программа форума сопровождалась презентациями, докладами и их открытым обсуждением. Был затронут весь спектр проблем авиа- и вертолётостроительной отраслей, а также смежных областей: вопросы разработки и модернизации комплексов бортового оборудования, бортовых многофункциональных систем, систем безопасности полётов, индикации, навигации и посадки, проблемы импортозамещения. Были выработаны предложения по развитию авиационной отрасли в части импортонезависимости
* кватернионы – система гиперкомплексных чисел, образующая четырёхмерное векторное пространство
Подготовлено по материалам ФАУ «ЦАГИ», АО «Навигатор» и сайта форума «Российская современная авионика»