17 февраля 1976 года постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР перед промышленностью была поставлена задача создать универсальную ракетно-космическую транспортную систему (УРКТС) «Рассвет», в дальнейшем получившая название «Энергия». На орбиту планировалось выводить различные тяжёлые космические аппараты, в том числе и многоразовую транспортную космическую систему (МТКС) «Энергия-Буран».
Транспортировка по железной дороге крупногабаритных блоков ракеты и самого «Бурана» с завода на космодром, а также с места посадки на завод для подготовки к следующему старту не представлялось возможным из-за того, что они не вписывались в габариты железнодорожной инфраструктуры. Наиболее оптимальным способом был воздушный.
Решение требовалось найти быстро, и как нельзя кстати пришлось предложение Владимира Мясищева использовать для создания необычного транспортного средства стратегический бомбардировщик ЗМ, который после доработок и модернизации стал транспортным самолётом ВМ-Т «Атлант», на «спине» которого и крепились негабаритные изделия.
Два доработанных до транспортной версии самолёта лишились вооружения, получили усиленное шасси и планер, новые хвостовую часть и двухкилевое оперение.
29 апреля 1981 года состоялся первый испытательный полёт самолёта «Атлант». Поднял в воздух машину лётчик-испытатель ЭМЗ им. В.М. Мясищева Анатолий Петрович Кучеренко.
Всего через год после начала лётных испытаний ВМ-Т «Атлант» выполнил первые рейсы, доставив на Байконур водородный бак ракеты «Энергия» с обтекателями, а также носовой обтекатель, кислородный бак и два негерметичных отсека ракеты. Всего на двух ВМ-Т осуществлено порядка 150 испытательных и коммерческих полётов. Позже для транспортировки космического корабля «Буран» был разработан и построен в одном летающем экземпляре сверхтяжёлый транспортный самолёт Ан-225.
Раз в два года самолёт можно увидеть в исторической экспозиции авиасалона МАКС в подмосковном Жуковском на аэродроме Раменское, следующий пройдёт летом 2023 года.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»