Двигатель ПД-14 выдерживает попадание вулканического пепла

Фото © пресс-служба ОДК

В фильме «Экипаж» 2016 года самолёт Ту-204СМ при взлёте с острова Канву попадает в область вулканического пепла. Один из двигателей ПС-90А по сюжету выходит из строя и его приходится отключить, но второй, несмотря на пожар, продолжает работать и в итоге обеспечивает возможность продолжения полёта.

Этот эпизод, а также периодические NOTAM авиарегуляторов разных стран, в том числе и России, заставляют задуматься, а что будет в реальности, если реактивный самолёт попадёт в облако вулканического пепла не в кино, а на самом деле? В Центральном институте авиационного моторостроения рассказали об этом, а также в подробностях разъясняли, как проходили испытания пеплом двигателя ПД-14.

Вулканический пепел – абразивный материал. Попадая в авиационный двигатель, он расплавляется в камере сгорания и превращается в стекловидную субстанцию, которая закрывает каналы охлаждения, создаёт плёнку на лопатках турбин, жаровой трубе камеры сгорания и других элементах горячей части двигателя. Возможный результат – изменение «геометрии» двигателя вплоть до его полной остановки.

В 2021 году вулканическим пеплом специалисты ЦИАМ успешно испытали газогенератор двигателя ПД-14. В соответствии с программой испытаний имитировались условия полёта самолёта на крейсерском режиме в течение одного часа. Для работы был использован пепел камчатского вулкана Шивелуч. Час нахождения ПД-14 в агрессивной среде не привёл к изменению его характеристик. Силовая установка, разработанная пермским «ОДК-Авиадвигатель», подтвердила безопасность при полёте через облако пепла.

Пермское КБ – первое в России двигателестроительное предприятие, чьё изделие прошло проверку пеплом, который был взят с вулкана Шивелуч, как наиболее соответствующий требованиям сертификационных норм.

«В газогенератор подавали пепел и наблюдали за поведением двигателя. После этого мотор полностью разобрали и оценили воздействие вулканических осадков на детали. Пепел значительного влияния на элементы проточной части не оказал», – приводит пресс-служба ОДК слова начальника отделения ЦИАМ Сергея Купцова о ходе испытаний.

Серийное производство двигателя ПД-14 для среднемагистрального лайнера МС-21-310 идёт на предприятии «ОДК-Пермские моторы». К 2030 году ежегодный объём производства должен составить 72 самолёта МС-21-310 и 160 двигателей ПД-14 ежегодно.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (12 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...