Идём в кино на «Экипаж»!

Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова завершила работу над масштабной картиной о современной отечественной авиации — «Экипаж». 21 апреля 2016 года фильм вышел в прокат.

В работе над фильмом активное участие приняли сразу несколько подразделений Объединённой авиастроительной корпорации.

«Пример нашей недавней картины о советских хоккеистах "Легенда № 17" показал, что существует зрительский запрос на национальную историю с большой победой. Выбирая тему для следующей картины, мы вспомнили фильм "Экипаж" Александра Митты 1979 года. Картина стала поколенческой, её смотрела вся страна. Нам показалось, что зрелищный фильм на эту же тему, но с применением современных технологий не только сможет решить благородную задачу рассказать о современниках, на которых держится вся страна, — лётчиках гражданской авиации, технике и делающих её людях. Картина привлечет огромное количество зрителей», — говорит Леонид Верещагин, продюсер, генеральный директор Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова.

В центре истории — судьба молодого военного лётчика в исполнении актёра Данилы Козловского. В жизни герой Козловского руководствуется своим кодексом чести, поступает по совести и не всегда по правилам, принятым в обществе. С этой точки зрения человек он не очень удобный. Обстоятельства заставляют его покинуть армию, и он начинает жизнь «с нуля» — стажёром-пилотом в гражданской авиации под руководством опытного КВС, которого играет Владимир Машков.

Во второй своей половине история, снятая в жанре драмы, приобретает все атрибуты фильма-катастрофы. В ключевом эпизоде на вымышленном острове в Тихом океане происходит извержение вулкана. Российскому экипажу и технике (ОАО «Туполев» предоставило для съёмок самолёт Ту-204СМ) удаётся спасти пассажиров.

Режиссёром-постановщиком картины стал Николай Лебедев (участвовал в создании фильмов «Волкодав», «Легенда № 17», «Звезда»). «Так получилось, что ещё в подростковом возрасте Николай посмотрел знаменитый блокбастер Александра Митты, и именно эта картина стала определяющей при выборе профессии режиссёра», — говорит Леонид Верещагин.

Подготовка к съёмкам началась в 2012 году. Команде кинематографистов предстояло познакомиться с самыми разными аспектами работы современной российской авиации.

При работе над фильмом съёмочной группе пришлось контактировать со многими первыми лицами крупнейших компаний отрасли: исполнительным вице-президентом ОАК Александром Туляковым, генеральным директором ЛИИ им. М. М. Громова Павлом Власовым, генеральным директором ОАО «Туполев» Николаем Савицких, председателем совета директоров ОАО «Международный аэропорт Внуково» Виталием Ванцевым, генеральным директором авиакомпании Utair Андреем Мартиросовым.

«Десятки незнакомых людей помогали нам сделать работу, лучше передать суть происходящего в нашей авиации. Мне было крайне приятно узнать, что в России проектируют не только отечественные самолёты, но даже Boeing. Генеральный директор российского отделения корпорации Сергей Кравченко рассказал нам, как в безбумажных технологиях российскими инженерами спроектирована кабина Dreamliner», — говорит Леонид Верещагин.

ertyu

Для того чтобы держать зрителя в постоянном напряжении, потребовалось создать грандиозный визуальный ряд. Съёмки основных эпизодов фильма, начавшиеся в июне 2014 года, происходили в аэропортах «Внуково» и на территории Лётно-испытательного института им. М. М. Громова. На аэродроме в Жуковском снимались сцены взлёта и посадки самолёта, борьбы экипажа за жизнь пассажиров и машины. Здесь же построили целое здание аэровокзала, перед которым разворачивались основные действия картины, было задействовано большое количество техники и людей.

В один день на съёмочную площадку выходило до 400 человек — сотрудников съёмочной группы, актёров. Всё это требовало безупречной координации работы всех служб ЛИИ и кинематографической команды.

«Большая человеческая удача — узнать, как работает это уникальное предприятие, и познакомиться с выдающимися людьми, каждый день делающими свое дело», — вспоминает Верещагин.

Чтобы помочь актёрам вжиться в роль, заместитель директора школы летчиков-испытателей Василий Ахромеев познакомил Козловского и Машкова с азами управления гражданским самолётом на тренажёрах.

В процессе съёмок группа использовала шесть современных камер, что позволило выпустить фильм и в обычном формате, и в формате IMAX 3D, наиболее подходящем для демонстрации масштабных и зрелищных картин. В России до сих пор в IMAX 3D выходила только одна картина — «Сталинград» Фёдора Бондарчука.

К декабрю 2014 года закончился один из самых сложных этапов работы — натурные съёмки. Дальше кинематографисты продолжали работу в павильонах, занимались монтажом, графикой, созданием спецэффектов, звуковым и музыкальным оформлением фильма. Эта работа заняла ещё около года.

После того как был собран первый вариант фильма, его показали специалистам ОАК, помогавшим в организации съёмок.

«Конечно, в кинофильме есть целый ряд условностей, ведь нельзя дословно передать все технические детали, во многом он напоминает сказку. Главное — передать суть происходящего в современной авиации, дух и характер работающих в ней людей, в чём нам и помогли коллеги, многие из которых стали нашими друзьями», — говорит Верещагин.

Другие «Экипажи»

dfgtyhuНазвание «Экипаж» достаточно широко распространено в кинематографе. Конечно, в первую очередь вспоминается фильм «Экипаж», снятый режиссёром Александром Миттой в 1979 году.

Главные роли в нём исполнили звёзды советского кинематографа — Георгий Жжёнов (командир экипажа Андрей Тимченко), Анатолий Васильев (второй пилот Валентин Ненароков), Леонид Филатов (бортинженер Игорь Скворцов), Александра Яковлева (бортпроводница Тамара), Екатерина Васильева (Анна, жена Тимченко). Дополнительный драматизм и очарование придала фильму музыка, написанная Альфредом Шнитке.

В прокате картина заняла шестое место за всю историю советского кинематографа — её посмотрели 71,1 млн зрителей (согласно спискам, составленным киноведом Сергеем Кудрявцевым).

Фильм был уникален тем, что состоял из двух серий, совершенно разных по жанру, но органично дополняющих друг друга: первая серия — бытовая мелодрама, вторая — фильм-катастрофа.

opifyguo68Создать катастрофическую вторую часть Александра Митту вдохновил роман Артура Хейли «Аэропорт» и снятый в 1970 году по нему фильм режиссеров Джорджа Ситона и Генри Хэтэуэй.

Название сценария для советского фильма было «Запас прочности». Но когда прокатчики увидели первую сборку картины, они в ужасе закричали: «Какой ещё "Запас прочности"? С таким названием фильм погибнет!»

Александр Митта объявил среди съёмочной группы конкурс на новое имя для картины, пообещав приз в 100 рублей. Однако название «Экипаж» придумал сам режиссёр.

nbvwteryhПо словам Александра Митты, в первоначальном варианте фильм должен был заканчиваться иначе. Героя Жжёнова отстранили от полётов, он лежит в больнице, но друзья его вдруг просят перегнать самолёт: лётчиков не хватает. Он бежит ночью по снегу в больничной пижаме, поднимается в пилотскую кабину, а там его фронтовые ребята — совсем не изменились с военных лет. Они кладут ему руки на плечи, он берет штурвал и поднимает самолёт, который растворяется в небе.

В следующем кадре снова больница, и его дочка говорит: «Папа умер». Фильм показали Брежневу, у которого к этому времени были серьезные проблемы со здоровьем. Он остался недоволен концовкой, сказав: «Зачем вы мне покойников показываете». Концовку фильма пришлось изменить.

iokujyhВ зарубежном прокате «Экипаж» назывался Air Crew (новый «Экипаж», если судить по названиям страниц фильма в соцсетях, будет называться Flight Crew). Уточнение «air», видимо, потребовалось потому, что в США, Великобритании и Австралии было и до, и после много фильмов с названием The Crew и производными от него. Но львиная доля из них были криминальные драмы или комедии. Их название на русский скорее стоило бы перевести как «Команда», «Банда» или, по аналогии с российским сериалом, «Бригада». Во всяком случае, эти фильмы не имели к авиации никакого отношения.

В российском прокате был ещё один фильм с названием «Экипаж», снятый в 2012 году известным американским режиссёром Робертом Земекисом.

Его сюжет вполне авиационный. В нём опытный пилот Уип Уитакер (его играет Дензел Вашингтон) после бурной ночи, обильной выпивки и употребления кокаина выполняет рейс в свой родной город. Во время полёта он продолжает выпивать. Внезапно у самолёта отказывает система управления. Чудом Уитакеру удаётся совершить аварийную посадку, спасая жизни более сотни пассажиров. В ходе расследования выясняется состояние пилота во время рейса. Благодаря опытному адвокату лётчику практически удаётся уйти от ответственности, но потом он сознается во всём. Правда, оригинальное название этого фильма — «Flight» («Полёт»).

sxdcСвязанными с авиацией были три французских фильма L’Équipage («Экипаж»). Первый — ещё немой фильм, снятый в 1928 году режиссёром Морисом Турнером (Maurice Tourneur).

Ремейк — черно-белый, но уже звуковой — выпустил в 1935 году режиссёр Анатоль Литвак (Anatole Litvak). В 1978 году режиссер Андрэ Мишель (André Michel) снял цветную телевизионную версию. Сюжет всех трёх фильмов одинаков. Это драма, происходящая в 1918 году во время Первой мировой войны.

Капитан Мори летает на самолёте-разведчике (в съемках первого фильма участвовал двухместный биплан Nieuport 12). Его напарники часто гибнут. В экипаж к Мори назначают лейтенанта Гербильона. Лётчики становятся друзьями. Однако потом выясняется, что ещё до отправки на фронт у Гербильона была любовница — замужняя женщина. Выясняется, что это — жена Мори. Любовный треугольник рушится со смертью в бою Гербильона. Капитан Мори прощает свою жену.

Самолеты для «Экипажей»

Одним из основных героев фильма «Экипаж» Александра Митты стал самолёт Ту-154Б борт СССР-85131.

Он был выпущен в декабре 1975 года на самарском заводе «Авиакор». С января 1976 года он летал в Бориспольском авиаотряде. Однако в том же году при выполнении рейса Киев — Москва на нём была разлита ртуть, после чего авиалайнер был отставлен от полётов с пассажирами. На самолёте выполнили чистку от опасного вещества. Его и предоставили для съемок «Экипажа» киностудии «Мосфильм» в 1978 году.

Борт СССР-85131 в Криворожском училище гражданской авиации
Борт СССР-85131 в Криворожском училище гражданской авиации

С компанией «Аэрофлот» удалось договориться, съёмки в московских аэропортах обошлись недорого. В 1979 году борт передали Управлению учебных заведений.

В октябре того же года своим ходом борт перелетел в Кривой Рог, где совершил посадку на грунт. Там стал учебным самолётом Криворожского училища гражданской авиации.

Самолёт и сегодня находится в хорошем состоянии. В октябре 2009 года его заново покрасили силами Криворожского колледжа.

В отдельных сценах первого «Экипажа», включая вылет из Бидри, снялся Ту-154Б борт СССР-85179. Он был выпущен на «Авиакоре» в ноябре 1976 года, базировался сначала в Шереметьево.

Борт СССР-85179 со стикером официального перевозчика Московской Олимпиады-80.  Утилизирован в апреле 2002 года
Борт СССР-85179 со стикером официального перевозчика Московской Олимпиады-80.
Утилизирован в апреле 2002 года

В 1980 году на его корпус был нанесён стикер «Official Olympic Carrier». После окончания московской олимпиады в августе 1980 года перегнан в Одессу, стал первым Ту-154, базирующимся в этом городе. После развала СССР принадлежал авиакомпании «Одесские авиалинии». Летал до августа 2001 года, утилизирован в апреле 2002 года.

Для самых эффектных съёмок второй серии «Экипажа» использовали хвост самолёта Ту-154А борт СССР-85087. Он был собран на «Авиакоре» в феврале 1974 года, базировался в аэропорту Толмачево (Новосибирск). В феврале 1978 года во время подготовки к полёту самолёт загорелся: в калорифер, использовавшийся для подогрева салона, попала ветошь. Лайнер был значительно повреждён — прогорела верхняя часть фюзеляжа. Хвостовая часть практически не пострадала. В марте 1978 года СССР-85087 был списан. Его хвостовую часть и предоставили «Мосфильму».

В марте 1978 года СССР-85087 был списан. Его хвостовую часть передали для съёмок.
В марте 1978 года СССР-85087 был списан. Его хвостовую часть передали для съёмок.

Основные эпизоды нового фильма «Экипаж» снимались на борту самолёта Ту-204СМ борт RA-64151. Это второй самолёт Ту-204СМ, собранный на ульяновском заводе «Авиастар-СП». Первый полёт лайнер совершил 3 августа 2011 года. В том же месяце перегнан в Жуковский, где участвовал в сертификационных испытаниях. Планировалось передать его авиакомпании «ВИМ-Авиа» через лизинговую компанию ИФК. Для съёмок фильма он был перекрашен в цвета несуществующей авиакомпании.

Борт Ту-204СМ бортовой номер RA-64151 на съёмках фильма в ливрее несуществующей авиакомпании
Борт Ту-204СМ бортовой номер RA-64151 на съёмках фильма в ливрее несуществующей авиакомпании

Для съёмок катастрофы в новом фильме «Экипаж» использовался реальный самолёт Ту-154М борт RA-85796.

Он был изготовлен на «Авиакоре » в июле 1994 года (назначенный ресурс воздушного судна — 30 лет). Летал в авиакомпании UTair. В августе 2013 года был продан авиакомпании «Космос», принадлежащей Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королёва. Последний полёт лайнер совершил 3 октября 2014 года, перелетев в Жуковский. Через несколько дней он был сожжён на съёмках фильма.

Борт RA-85796. Последний полёт лайнер совершил 3 октября 2014 года, перелетев в Жуковский. Через несколько дней он был сожжён на съёмках фильма.
Борт RA-85796. Последний полёт лайнер совершил 3 октября 2014 года, перелетев в Жуковский. Через несколько дней он был сожжён на съёмках фильма.

 

Борт RA-85796 по окончании съёмок.
Борт RA-85796 по окончании съёмок.

* * *

Аэродром Лётно-исследовательского института всегда привлекал внимание как кинодокументалистов, так и создателей игровых фильмов. Здесь снимались памятные с детства советские фильмы о судьбах испытателей: «Цель его жизни» и «Им покоряется небо». Фильм начала 60-х «Им покоряется небо» Татьяны Лиозновой основан на реальной истории создания первого турбореактивного самолёта МиГ-9. Лётчик-испытатель ЛИИ Алексей Гринчик, трагически погибший при испытаниях этой машины, послужил прототипом главного героя картины, его роль в фильме исполнил Николай Рыбников.

Значительно позже, уже в 2005 году на телеэкраны вышел многосерийный фильм «Небесная жизнь» по мотивам автобиографической книги Героя Советского Союза В. Е. Меницкого, легендарного лётчика-испытателя, шеф-пилота МиГа. Вся авиационная тема фильма снималась на территории ЛИИ, на базе ЛИЦ им. А. В. Федотова с участием самолётов РСК «МиГ».

В ЛИИ проходили съёмки многих эпизодов художественного телефильма «Чкалов», вышедшего на экраны в 2012 году. В 2013 году режиссёр Милена Фадеева снимала здесь многосерийный фильм «Обнимая небо». В основе сюжета судьба молодого парня, цель жизни которого — стать лётчиком-испытателем. Мечта сбывается, он заканчивает Школу лётчиков-испытателей и остаётся работать в Лётно-исследовательском институте. Главные роли в фильме исполнили Даниил Страхов и Виктория Толстоганова.

Фрагменты фантастической комедии «Призрак» об истории авиаконструктора с Фёдором Бондарчуком в главной роли также снимались на аэродроме в Раменском.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (11 оценок, среднее: 4,64 из 5)
Загрузка...