АПД-520: инновационный подход с использованием обратного инжиниринга для малой авиации

АПД-520 / Фото: © Ладислав Карпов, ТАСС

Летом 2025 года компания S7 Group планирует провести серию испытаний авиационного поршневого двигателя АПД-520 «Лидер», созданного инженерами конструкторского бюро компании. В 2026 году предполагается начать серийное производство этого мотора, сообщает газета «Ведомости».

Представитель S7 Group сообщил изданию, что в первый год планируется изготовить не менее 30 таких двигателей. Это позволит сформировать необходимый запас для оснащения четырёхместных легкомоторных самолётов Tango, которые разрабатываются внутри группы. Запуск серийного выпуска этих воздушных судов намечен на конец 2026 – начало 2027 года.

За основу проекта конструкторы S7 Group взяли классическую схему шестицилиндрового двигателя внутреннего сгорания с воздушным охлаждением. Для изготовления мотора применяются российские композитные материалы. Мощность АПД-520 составляет 200 л. с., рабочий объём — 5,2 л, межремонтный ресурс — 1500 часов. В ходе испытаний планируется увеличить ресурс до 2000 часов. Производство будет организовано на собственных мощностях S7 Group, при этом объём инвестиций в проект не раскрывается.

Самолёт Tango, для которого предназначен АПД-520, с 2023 года разрабатывает конструкторское бюро Spectra Aircraft, являющееся подразделением S7 Group. Это цельнокомпозитный легкомоторный самолёт. Разработчик позиционирует его как учебно-тренировочное воздушное судно для будущих пилотов гражданской авиации, а также для выполнения частных пассажирских перевозок. Взлётная масса Tango составляет около 1200 кг, максимальная скорость — 240 км/ч, а дальность полёта — до 1100 км.

Первый опытный самолёт Tango, который выполнил первый полёт 21 сентября 2024 года в подмосковном Торбеево, оснащён бельгийским двигателем UL Power UL520is. Конструкция АПД-520 во многом повторяет этот двигатель. Такой подход, основанный на методе обратного инжиниринга, позволяет сократить время и затраты на разработку, сохраняя при этом совместимость узлов и технические параметры.

Бельгийский двигатель UL Power UL520is / Фото: © ULPower Aero Engines

Работы над отечественным авиационным поршневым двигателем ведутся в ЦИАМ с конца 2010-х годов. В институте разработали шестицилиндровый двигатель с воздушным охлаждением АПД-500, который имеет рабочий объём около 5 литров и базовый межремонтный ресурс 1500 часов с перспективой увеличения до 2000 часов.

Двигатель-демонстратор АПД-500 мощностью 500 л. с. прошёл наземные испытания в составе самолёта Як-18Т. В 2022 году на летающей лаборатории Як-52 специалисты ЦИАМ испытали его модификацию — двигатель АПД-А, предназначенный для лёгких самолётов акробатической категории. К середине 2020-х годов планируется завершить лётные испытания АПД-500 в составе лёгких самолётов и запустить его в серийное производство.

В 2023 году ЦИАМ проанализировал результаты испытаний двигателя АПД-А и создал на его основе доработанный демонстратор АПД-А-V2 мощностью до 650 л. с. Этот двигатель с воздушным винтом диаметром 2,6 м прошёл стендовые испытания с имитацией акробатических нагрузок. Наземные и лётные проверки АПД-А-V2 проводились в составе летающей лаборатории Як-52 на базе СибНИА в Новосибирске.

По итогам этих работ сформирован облик перспективного поршневого двигателя ФОРА-500, на базе которого разрабатывается техническое задание для создания авиационных поршневых двигателей различного назначения. Совместная работа ЦИАМ, НАМИ и СибНИА направлена на создание отечественных силовых установок, способных заменить импортные аналоги в учебной и лёгкой авиации.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (8 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...