Лизинговые компании отказываются брать деньги со специально открытых счетов типа С за предоставление воздушных судов российским авиаперевозчикам. На спецсчета перечисляются платежи в российской валюте для лессоров из недружественных стран. Об этом
В этой связи авиакомпания «Ямал» предложила установить конкретный период, в который лизингодатели смогут забрать деньги с этих счетов, сейчас обращаться за ними можно бессрочно. Инициатива предполагает: если средства так и останутся невостребоваными в отведённое время, их автоматически вернут перевозчикам. Многие лизингодатели уже списали стоимость флота, оставшегося в России, и зафиксировали убытки в этой связи.
В тоже время, источники «Известий» предполагают, что авиакомпания «Ямал» и не начисляла рубли на свой счёт С. Собеседники издания считают, что многие другие российские авиакомпании тоже ещё не переводили деньги на такие счета, хотя и открыли их. До сих пор стоит вопрос в их корректном бухгалтерском отражении для налогообложения.
Лизингодатели других российских авиакомпаний (помимо «Ямала») также не согласились принимать оплату в рублях за поставленные в аренду иностранные самолёты.
«Мы общаемся со всеми ведущими западными лизингодателями, ни от кого не слышали о планах открывать рублёвые счета и тем более получать платежи за воздушные суда в рублях. Во-первых, это было бы прямое нарушение европейских и американских санкций. Во-вторых, все лизингодатели разорвали контракты, у них нет теперь даже юридических оснований получать платежи за самолёты», – объяснил сотрудник в одной из авиакомпаний.
Специалисты рынка корпоративных рейтингов отмечают, что получение платежей от российских компаний сопряжено с рисками вторичных санкций, ущерб от которых для зарубежных лизингодателей может быть больше, чем от потери рынка РФ.
По их мнению, часть крупных лизингодателей уже по итогам I квартала списали стоимость флота, находящегося в России, зафиксировав единовременные убытки в связи с этим. Например, ирландская Aercap признала обесценение в размере $2,7 млрд в I квартале 2022 года вследствие прекращения контрактов с российскими авиакомпаниями, американская Air Lease Corporation списала $802 млн. Проводимое техническое обслуживание самолётов по отличным от предусмотренных лизинговым договором условиям также не способствуют желанию лессоров продолжать договорные отношения с российскими клиентами.
На этом фоне в ходе Восточного экономического форума замминистра транспорта РФ Игорь Чалик заявил, что Россия сохранила практически весь парк воздушных судов после введения санкций. Он отметил, что на данный момент 1218 из 1288 самолётов переведены в реестр РФ, сообщает РИА Новости.
Западные страны в связи со спецоперацией на Украине ввели жёсткие антироссийские санкции. В частности, ЕС запретил поставки в РФ гражданских самолётов и запчастей, а лизингодателей обязал разорвать контракты с российскими авиакомпаниями.