В «Яковлеве» рассказали о технических особенностях и испытаниях самолёта SJ-100

Лётчик-испытатель Вадим Широких / Фото: © из архива ОКБ Сухого

Лётно-испытательный комплекс филиала ПАО «Яковлев» – «Региональные самолёты» продолжает испытания импортозамещённых агрегатов и систем самолёта SJ-100. В Комсомольске-на-Амуре и в Жуковском идут как наземные, так и лётные сертификационные испытания. Начальник ЛИК ФРС Вадим Широких в интервью неофициальному ТГ-каналу «Яковлева» «Заметки авиастроителей» рассказал о технических особенностях импортозамещённой машины и о том, как проходят испытания.

По словам Вадима Широких, самолёт SJ-100 (б/н 97021) летает безопасно и показывает хорошие характеристики, в некоторых случаях лучше, чем базовая модель. «Естественно, я говорю о тех испытаниях, которые мы сегодня можем выполнять с учётом готовности нового оборудования и систем», – говорит руководитель испытательного комплекса.

Одним из ключевых отличий SJ-100 от своего предшественника SSJ100 является обновлённая кабина экипажа. «Мы старались максимально сохранить преемственность моделей, что важно для эксплуатантов. Переходя на новое современное оборудование, например, широкоформатные мониторы, мы старались не нарушать идеологию процедур и восприятия информации экипажем. Это обеспечит быструю и безопасную адаптацию при переучивании и последующей эксплуатации нового самолёта в авиакомпаниях», – отметил Вадим Широких.

При этом, эксплуатация самолёта с точки зрения комплексной системы управления (КСУ) не претерпела кардинальных изменений. Проработка человеко-машинного взаимодействия на базовой версии RRJ-95 в своё время была выполнена на высоком уровне и получила позитивные оценки и отечественных, и зарубежных специалистов. По характеристикам устойчивости и управляемости, в том числе, на предельных режимах, Superjet 100 является одним из лучших не только в классе региональных пассажирских самолётов, но и магистральных, говорит руководитель ЛИК ФРС. Поэтому была поставлена задача улучшить самолёт, не испортив полученные на базовой модели показатели.

Как и у любой новой техники в процессе испытаний выявляются некоторые нюансы, которые оперативно решаются во взаимодействии лётчиков-испытателей, инженеров ОКБ и разработчиков замещающих систем. Вадим Широких отметил, что в одном из полётов в рамках доводочной программы было выявлено влияние радиовысотомера на законы управления КСУ. Проблема оказалась очень серьёзной.

«Лётчики-испытатели предотвратили развитие ситуации по плохому сценарию, безопасно посадили самолёт. На земле инженеры разобрались с этим явлением, и разработчик КСУ по рекомендациям нашего КБ оперативно внёс исправление в программное обеспечение. Это – лишь один из примеров слаженной работы в контуре лётно-испытательный комплекс – конструкторское бюро – разработчик систем», – рассказал он и добавил, что такое взаимодействие идёт непрерывно.

Что касается комплектующих, которые можно испытывать при текущем уровне готовности систем, то проблем с агрегатами или нет, или они незначительны и решаемы. Вадим Широких привёл в пример завершение в полном объёме испытаний внешнего светотехнического оборудования, которое, по оценкам лётчиков-испытателей, показало себя лучше, чем импортное на базовом самолёте. Также хорошие результаты показали системы радиосвязи.
В то же время, испытания многих систем только начинаются, и о результатах говорить пока рано.

Отвечая на вопрос о том, какие сложные режимы уже были проверены в полётах, Вадим Широких отметил, что каждый испытательный полёт имеет свои особенности и привёл в пример полёт с полной выработкой топлива**.

«Одно из интересных заданий, которое мне довелось выполнить – это испытательный полёт на полную выработку топлива из правой и центральной группы баков. Было всего понемногу: и полёт в зоне ожидания, и маневрирование с предельными углами крена и тангажа, и самовыключение одного двигателя из-за полной выработки топлива. Порадовал итог. Лётные испытания показали, что невырабатываемый остаток топлива в баках заметно меньше, чем в базовой модели. Этого удалось достичь благодаря новой конструкции топливных баков и, конечно, хорошим характеристикам отечественных комплектующих изделий топливной системы», – поделился лётчик-испытатель.

** Первый опытный образец самолёта SJ-100 с бортовым номером 97021 10 июня 2024 года впервые поднялся в воздух после перелёта из Комсомольска-на-Амуре и прохождения наземных проверок и отработок. Полёты выполняются в рамках лётных сертификационных испытаний по программе импортозамещения. Самолёт поднял экипаж в составе командир Вадима Широких, лётчиков-испытателей Леонида Чикунова, эксперта сертификационного центра Михаила Трубникова, а также ведущего инженера по лётным испытаниям ВС, бортового оператора Дениса Велижанина и ведущего инженера по лётным испытаниям ВС, бортового оператора, эксперта сертификационного центра Геворга Мацакяна. Первый полёт включал проверку новой отечественной топливной системы самолёта.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (19 оценок, среднее: 4,95 из 5)
Загрузка...