В Центральном аэрогидродинамическом институте проходят исследования методов увеличения дальность полёта бизнес-джетов с одновременным повышением их энергоэффективности. Такая задача ставится перед административным самолётом – возможность выполнения однодневного делового полёта, когда воздушное судно должно в короткие сроки преодолевать большие расстояния, тратя на перелёт минимально возможное количество топлива.
Как рассказали в ЦАГИ, существует взаимосвязь между степенью двухконтурности двигателей – отношением расхода воздуха через внешний контур двигателя к расходу воздуха через внутренний контур – и уровнем потребления самолётом топлива. Чем выше этот параметр, тем меньше сжигается горючего. Но увеличение двухконтурности приводит к росту сопротивления и удельного веса двигателя. В своей исследовательской работе специалисты ЦАГИ определяли оптимальную степень двухконтурности для делового авиалайнера.
За основу была взята разработанная в ЦАГИ перспективная компоновка административного самолёта, рассчитанного на перевозку 8–12 пассажиров на расстояние до 5 000 км с максимальной крейсерской скоростью полёта М=0,83. В конструкция такого ВС предусматривает стреловидное крыло и два турбореактивных двигателя, расположенных в хвостовой части фюзеляжа.
С помощью специализированного программного обеспечения был смоделирован режим крейсерского полёта воздушного судна с четырьмя вариантами степени двухконтурности двигателей: от 3,5 до 12,8. Исследование проводилось при числах Маха 0,78–0,83. При увеличении степени двухконтурности, соответственно, росли габариты мотогондолы, приближая её к крылу. В связи с этим под каждый вариант двигателя выбиралась оптимальная профилировка крыла.
Результаты расчётных исследований показали, что с учётом проведённой оптимизации профилировки крыла максимальный рост дальности полёта достигается при степени двухконтурности порядка 6,6–9,6.
Полученные данные позволят более эффективно подойти к проектированию самолётов для деловой авиации, заявили в ЦАГИ.