Комплексная программа развития авиаотрасли до 2030 года предусматривает производство 70 самолётов Ту-214. Первый заказчик – «Аэрофлот» – ожидает поставку трёх лайнеров в текущем году. В 2024-м необходимо выпустить семь самолётов, и с 2025 года авиационный завод в Казани должен ежегодно строить по десять туполевских машин.
Несомненно, это замечательные планы. По этому поводу Казанский авиазавод им. Горбунова даже выпустил проморолик, в съёмках которого принял участие директор КАЗ Николай Савицких с заявлением, что «никаких "боингов" и "эйрбасов" больше не будет», а «будущее нашей авиации» – Ту-214. Здесь конечно можно усомниться в словах руководителя предприятия, и будущее нашей авиации – это МС-21, тем более, что самолёт с тремя членами экипажа не может претендовать на такое звание.
Именно на это обратил внимание в большом интервью РБК гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский.
Он отметил, что к Ту-214 есть жёсткое требование – это переход или модернизация лайнера в версию с двумя членами экипажа. Бортинженеров на этот самолёт в гражданской авиации сейчас нет, есть только у военных и грузоперевозчиков.
«Аэрофлот» настаивает на сокращении экипажа Ту-214 до двух пилотов
С другой стороны продолжают высказываться мнения о необходимости третьего члена экипажа в кабине пилотов. Это связано с тем, что
Помимо трёх членов экипажа в кабине лётчиков у Ту-214 есть ещё один минус – силовая установка 2хПС-90А. Это двигатель предыдущего поколения, по расходу топлива примерно на 10% он уступает иностранным аналогам. Удельный расход топлива самолёта Ту-214 – отношение расхода на 1 км расстояния к количеству пассажиров – по разным источникам находится в диапазоне от
Кроме того, двигатель ПС-90А уступает импортным аналогам по межремонтному ресурсу. Однако по
В июне-2022 стало известно о выделении из бюджета 15,4 млрд рублей на восстановление лётной годности восьми Ту-204/214, двух Ил-96 и одного Ан-124. Часть средств предусмотрена для модернизации систем и агрегатов Ту-214 с последующим получением одобрения главного изменения к сертификату типа на самолёт. Из этих восьми Ту-204/214 четыре самолёта после восстановления их лётной годности ожидает получить Red Wings. Предполагается, что две машины
На восстановление производства этого самолёта можно смотреть со сдержанным оптимизмом, если принять во внимание, что штучное производство лайнера для специального лётного отряда «Россия» на КАЗ ведётся, и что на ульяновском авиазаводе в своё время строилась версия Ту-204СМ как раз с двумя членами экипажа. Хотя некоторые эксперты смотрят на существенное увеличение выпуска Ту-214 с прогрессирующим пессимизмом, о причинах – ниже.
Выделение бюджетного финансирования на модернизацию Ту-214 и последующее одобрение главного изменения типовой конструкции лайнера как раз может говорить о том, что кабина лётчиков будет приведена к двучленной версии. Подобное дополнение к Сертификату типа на самолёт Ту-204СМ ОКБ Туполева
Цикл постройки Ту-214 составляет
Основные ожидания авиаотрасли связаны с МС-21, но Ту-214 практически не зависит от импорта, а его производство в Казани можно увеличить. Компания Honeywell (США) поставляла для самолёта инерциальную навигационную систему HG2030AE21, метеорадиолокационную станцию RDR-4B и систему раннего предупреждения близости земли EGPWS, Varta (ФРГ) поставляла аккумуляторные батареи, аварийно-спасательное оборудование – Air Cruisers (США). При этом в октябре-2022 исполнительный директор госкорпорации «Ростех» Олег Евтушенко заявил, что Ту-214 полностью состоит из российских комплектующих.
Шеф-пилот «Туполева» Виктор Минашкин к Дню Дальней авиации рассказал о своей работе
В июле 2022 года в парк СЛО «Россия» поступил самолёт Ту-214ПУ (RA-64534) в специальном исполнении. Машина была построена в 2021 году, 28 мая в Казани были начаты лётные испытания самолёта. По неофициальным сообщениям, данный борт эксплуатирует Федеральная служба безопасности (ФСБ) Российской Федерации. В 2022 году новые самолёты Ту-214 из цехов КАЗ не выходили. Всего в Казани
В 2022 году в состав гражданской авиации России
В октябре стало известно, что машины, которые в 2023 году должен получить «Аэрофлот» уже начали строить. Но имея в виду двухгодичный цикл производства Ту-214, вызывает сомнение вероятность постройки новых трёх машин в 2023 году. Косвенно это предположение подтверждает выделение почти 15,5 млрд рублей на восстановление одиннадцати самолётов, восемь из которых – Ту-204/214.
С 2025 года Казанский авиазавод должен выйти на темп выпуска десяти Ту-214 в год. «По мере увеличения производства МС-21 выпуск Ту-214 будет снижаться, но этот самолёт может пополнить парк машин для грузовых перевозок. Кроме того, сейчас он достаточно востребован не только у пассажирских авиакомпаний, но и в качестве бизнес-джета», –
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»