Мы продолжаем рассказ об истребителе пятого поколения Су-57. В этой части речь пойдёт о системе технического зрения и его интеграции в шлем пилота, а также о вооружении истребителя.
- Энциклопедия Су-57
- Формула успеха: Су-57=f22+f35
- Су-57 - полёт с максимальной нагрузкой
- Су-57 — рождён невидимкой
- Су-57 - безопасная топливная система и всевидящий радар
- Су-57 - боевой летающий суперкомпьютер
- Су-57 - круговое зрение и 10 тонн вооружения
В одной из предыдущих частей «Энциклопедии» - Су-57 — безопасная топливная система и всевидящий радар - мы уже рассказывали о радиолокационном оборудовании, которым оснащается российский истребитель пятого поколения. Но кроме распределённой по корпусу самолёта РЛС Су-57 обладает ещё несколькими системами, дополняющими возможности лётчика и самолёта видеть окружающую обстановку. Речь идёт о новой оптико-локационной системе ОЛС-50М и модернизированном шлеме пилота.
«Оптико-электронная система создавалась специально для самолёта Т-50, в настоящее время — Су-57. Состоит она из шести подсистем», - рассказывает заместитель генерального директора по НИОКР АО «ПО УЭМЗ» Александр Кошелев.
Он поясняет, что каждая подсистема ОЛС работает в своём диапазоне. Один из приборов видит картинку в ультра-фиолетовом свете и предназначен для обнаружения запуска ракет. Другая подсистема видит тепловую картину объектов и помогает лётчику пилотировать самолёт на малых высотах, отрабатывать посадки ночью и в условиях плохой видимости. Следующая система показывает лётчику обстановку в инфракрасном и оптическом диапазонах, её задача — захват и сопровождение воздушных и наземных целей. За спиной лётчика установлена подсистема, защищающая самолёт от ракет с инфракрасными головками самонаведения. За внешнее сходство с роботом из фильма «Звёздные войны» её называют «Р2-Д2».
Естественно, что подробно рассказать об этих и других подсистемах ОЛС Су-57 нельзя, т. к. это является государственной тайной. Но у самолёта есть ещё одна пар глаз — это глаза лётчика, которые также получили новинку. Для облегчения пилотирования на Су-57 появился абсолютно новый широкоугольный коллиматорный авиационный индикатор.
«Коллимированное изображение — это изображение, сфокусированное в бесконечность, - объясняет принцип действия первый заместитель генерального директора-главный конструктор АО «ОКБ Электроавтоматика» Анатолий Шукалов. - И это позволяет выводить индикацию лётчику не перед непосредственно его глазами, а на ту поверхность или в ту точку, на которую он сейчас смотрит, на которой он сейчас сфокусирован либо на какое-то препятствие впереди самолёта, объект, вертолёт. Это позволяет не тратить время на аккомодацию или фокусировку, что повышает безопасность пилотирования».
Создают эти коллиматорные индикаторы в Санкт-Петербурге. Принцип их работы схож с коллиматорными прицелами для снайперских винтовок, но в случае с лётчиком он помогает не только прицелиться, куда важнее, что коллиматор выводит на экран всю необходимую информацию, а экран этот расположенный в его шлеме.
«В модификации защитного шлема лётчика Су-57 установлена оптическая система, установлен элемент, на котором производится индикация. Кожух, который закрывает внутреннюю часть, и установлена микромеханическая система определения положения головы лётчика в пространстве, - продолжает свой рассказ Анатолий Шукалов. - Дальше — бортовой вычислительный компьютер, который выполняет целый ряд функций».
Другими словами, шлем — это суперкомпьютер, который решает за лётчика сразу несколько задач, в том числе, определяет положение его головы в пространстве, помогает прицелиться, получает и обрабатывает данные от РЛС и оптики, а затем передаёт их на пластиковый визир.
Как и в случае с планером, конструкторам пришлось сделать сразу несколько прототипов шлема. На одном проверяют действие подсистемы, которая контролирует положение в пространстве головы лётчика, с помощью второго отрабатывают видеоизображение на визире, третий нужен для испытаний при катапультировании.
"Сейчас такие шлемы стали реальностью, рассказывает заместитель генерального директора КРЭТ Игорь Насенков. - Они разработаны нашим концерном для пилотов новейших истребителей пятого поколения ПАК-ФА и были представлены на выставке "Армия-2015". Такой шлем заменяет сразу несколько приборов и оснащён большим количеством датчиков. Они улавливают движения головы пилота и в зависимости от того, куда он поворачивает голову, проецируют на очки ту информацию, которая нужна ему в данный момент. Сюда идёт и функция выбора и захвата цели и многое другое. Пилоту остаётся только нажимать на нужные кнопки на рукоятке".
На испытательном стенде в ОКБ Сухого лётчик-испытатель Сергей Чернышёв демонстрирует работу этой сложной системы целеуказания во время виртуального воздушного боя. Система обнаружила четыре цели и произвела их ранжирование по степени опасности, лётчик может вручную поменять их приоритет. До цели, которую предлагается атаковать первой, ещё 160 км, но система уже даёт сигнал на запуск ракеты. Сергей Чернышёв производит пуск, и ракета уходит в виртуальную даль. Чуть позже за ней уходят ещё три ракеты по другим целям. В правом нижнем углу картинки на визире (или на панорамном экране испытательного стенда) идёт отсчёт времени полёта ракет до целей, обстрелянные цели помечаются крестиком — первая цель поражена, до следующей ещё 36 секунд полёта ракеты.
Теперь самое время рассказать о вооружении Су-57, ведь истребитель — это средство доставки оружия, в основном — ракет. Максимальная боевая нагрузка составляет 10 000 кг и включает в себя ракетное вооружение как против воздушных целей, так и против наземных.
«Наше оружие, если речь идёт о ракетах «воздух-поверхность» - противокорабельное, противолокационное должно обладать малой заметностью, быть помехоустойчивым, быть высокоточным. И, естественно, большое внимание уделяется и дальности полёта, которая позволяла бы его использовать вне зоны действия ПВО противника, - рассказывает генеральный директор АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. - Вот эти характеристики, они для нас основные, и мы попытались воплотить их в том оружии, которое сегодня испытывается в рамках Су-57».
Он поясняет, что самолёт уже получил шесть принципиально новых ракет, к 2020 году получит ещё шесть. Четыре образца ракет размещаются внутри фюзеляжа в специальном отсеке. Новые ракеты класса «воздух–воздух» это: РВВ-МД (малой дальности), СД (средней дальности) и БД (большой дальности). Всего для Су-57 разработано более 10 новых образцов авиационного вооружения.
Борис Обносов уточняет, не называя конкретных цифр, что дальность полёта ракет для Су-57 превышает ранее созданные образцы в два раза. И это очень хороший результат, тем более, что для снижения заметности ракет на них, так же, как и на сам Су-57, наносится специальное радиопоглощающее покрытие.
По его словам, Су-57 получит на вооружение и гиперзвуковое вооружение - сверхдальнюю ракету Р-37М. Устанавливаться она будет на внешней подвеске. Испытания ракеты находятся на завершающей стадии, она сможет поражать высокоскоростные цели на дальности более 300 км. На заключительной стадии полёта скорость будет достигать гиперзвуковой - до 6 Маха.
Ещё один перспективный вид вооружения — планирующая высокоточная бомба «Дрель», планируется что она также может войти в состав вооружения истребителя.
Несмотря на то, что Су-57 истребитель пятого поколения, конструкторы решили сохранить на нём и «старую добрую» пушку — все без исключения лётчики настаивали на этом.
«Это как бы последний шанс. Если ты применяешь пушку, то дела уже плохи. Но это как пистолет в кармане, страховка — твой последний шанс. И лётчику её наличие добавляет уверенности», - говорит лётчик-испытатель ОКБ Сухого Андрей Шендрик.
Для планера Су-57, собранного из полимерного композита, стрельба из 30-мм авиационной пушки — это очень серьёзная нагрузка. В этом можно убедиться на видеокадрах — испытания пушки Су-57 в отличие от испытания ракет не являются засекреченными. Задолго до боевых испытаний конструкторы ОКБ Сухого начали обстреливать цифровую трёхмерную модель пушки.
Расчётные исследования газодинамического воздействия от снаряда на композиционную конструкцию самолёта были проведены на электронном стенде авиационной пушечной установки в ОКБ Сухого. Здесь конструкторы изучали насколько безопасна пушка для композитного планера, выдержит ли корпус отдачу, не повредят ли его вылетающие гильзы, всё это предмет серьёзных исследований.
Одной из задач краткосрочного пребывания Су-57 в Сирии в феврале 2018 года была как раз проверка боевого применения оружия.
«Задача была показать самолёт в деле с боевым применением новых видов оружия, новых способов применения, - говорит лётчик-испытатель ОКБ Сухого Сергей Богдан — один из пилотов, летавших на Су-57 в Сирию. - Испытания прошли успешно, всё подтвердилось. Был достаточно длительный, примерно пару месяцев, подготовительный период. Всё было проверено здесь (в Ахтубинске — прим. Авиация России), там это подтвердилось, результат высокий».
Один из двух самолётов, летавших в Сирию — Т-50-11 (бортовой «511») назван «Президент». По словам главного конструктора-директора ОКБ Сухого Михаила Стрельца, этот борт получил такое официальное название, потому что в нём объединены все технические решения, подтверждающие выполнение требований технического задания, выданного заказчиком на самолёт.
«Именно в таком облике будет запущена установочная партия самолётов Су-57, которые пойдут в министерство обороны. Первый самолёт компания Сухой должна сдать в 2019 году», - уточнил Михаил Стрелец.
От первого полёта ПАК ФА 29 января 2010 года до начала серийного производства прошло девять лет. За эти годы самолёт от первых робких шагов в небе над Амуром прошёл путь до боевого применения в сирийском небе. Но начало серийного производства не означает, что испытания закончились. Су-57 сделан на многие десятилетия вперёд, он является предтечей самолётов шестого поколения, и лётчикам-испытателям ОКБ Сухого предстоит выполнить ещё десятки тысяч полётов для отработки как существующих систем, так и систем следующего поколения.
Подготовлено по материалам