Русские ассы Великой Отечественной войны

В начале Великой Отечественной войны подготовка советских лётчиков была хуже немецких, последние имели опыт сражений в Испании, Польше, кампании на Западе. Люфтваффе располагал высококлассными пилотами, которые летали на самолётах, превосходящих в техническом плане на первом этапе войны большинство советских истребителей. Но и этих далеко не слабаков и профессионалов сбивали советские лётчики.

Многим советским пилотам в первый период Великой Отечественной, когда враг стремительно рвался в глубь СССР, приходилось вступать в бой, зачастую не имея хорошей выучки, иногда после 10-12 часов лётной подготовки на новой марке самолёта. Новички и попадали под пушечный, пулемётный огонь германских истребителей. С опытными же пилотами не все немецкие асы выдерживали противоборство.

Иван Кожедуб возле Ла-5ФН (бортовой № 14), 1944 год

Иван Никитич Кожедуб

Иван Кожедуб родился в 1920 году в Черниговской губернии. Он считается самым результативным русским лётчиком-истребителем в личном бою. На его счету 64 сбитых самолёта.

Первый боевой вылет Кожедуб совершил 26 марта 1943 г. на Ла-5. Он был неудачным. Во время атаки на пару Мессершмиттов Bf-109 его "Лавочкин" был повреждён, а затем обстрелян своей зенитной артиллерией. Кожедуб смог довести машину до аэродрома, но восстановить её не удалось. Следующие вылеты совершал на старых самолётах и только месяцем позже получил новый Ла-5.

Свой боевой счёт 23-летний пилот открыл 6 июля 1943 г. на Курской дуге. Вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолётами, Кожедуб одерживает первую победу – сбивает бомбардировщик Ju-87. На другой день он одерживает новую победу. 9 июля Иван Кожедуб уничтожает два истребителя Мессершмитт Bf-109. В августе 43-го молодой лётчик становится командиром эскадрильи. К октябрю на его счету уже 146 боевых вылетов, 20 сбитых самолётов, он представляется к званию Героя Советского Союза.

На счету Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг», которые атаковали, приняв его истребитель за немецкий самолёт. Советский ас действовал по принципу, который исповедовал ещё при работе с курсантами – «любой неизвестный самолёт – враг».

За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит, хотя нередко его самолёт получал очень серьёзные повреждения.

Александр Иванович Покрышкин

Покрышкин – один из самых известных асов русской авиации. Родился в 1913 году в Новосибирске. Свою первую победу он одержал уже на второй день войны, сбив немецкий «Мессершмит». Всего на его счету 59 сбитых лично самолётов и 6 в группе. Впрочем, это лишь официальная статистика, поскольку, будучи командиром авиаполка, а затем и авиадивизии, Покрышкин порой отдавал сбитые самолёты молодым пилотам, чтобы поощрить их таким образом.

Его тетрадка, озаглавленная «Тактика истребителей в бою», стала настоящим пособием для воздушной войны. Говорят, что немцы предупреждали о появлении русского аса фразой: «Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе». Тому, кто собьёт Покрышкина, сулили большую награду, но русский лётчик оказался немцам не по зубам.

Покрышкин считается изобретателем «кубанской этажерки» – тактического приёма воздушного боя, немцы прозвали его «кубанским эскалатором», поскольку расположенные попарно самолёты напоминали гигантскую лестницу. В бою уходившие от первой ступени немецкие самолёты попадали под удар второй, а затем и третьей ступени. Другими его излюбленными приёмами были «соколиный удар» и «скоростные «качели».

Большинство своих побед Покрышкин одержал в первые годы войны, когда немцы имели значительный перевес в воздухе.

Николай Дмитриевич Гулаев

Родился в 1918 году в станице Аксайской неподалеку от Ростова. Всего сбил 57 самолётов лично и 3 в группе. Его первый бой напоминает подвиг Кузнечика из кинофильма «В бой идут одни старики»: не имея приказа, впервые в жизни взлетев ночью под вой воздушной тревоги на своем «Яке», ему удалось сбить немецкий ночной истребитель «Хейнкель». За такое самовольство ему объявили взыскание, при этом представив к награде.

В дальнейшем одним сбитым самолётом за вылет Гулаев обычно не ограничивался, трижды он одержал четыре победы за один день день, дважды уничтожил три самолёта, в семи боях сделал дубль.

В начале 1944 года Н. Д. Гулаев был назначен командиром эскадрильи. Он принимал участие в освобождении Правобережной Украины. В одном из боёв над рекой Прут во главе шестёрки истребителей P-39 Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 – лично Гулаевым.

Григорий Андреевич Речкалов

Родился в 1920 году в Пермской губернии. На личном счету 56 самолётов противника и 6 в составе группы.

Накануне войны на врачебно-лётной комиссии у него была обнаружена лёгкая степень дальтонизма, но командир полка даже не посмотрел на медицинское заключение – пилоты были очень нужны.

Свою первую победу одержал на устаревшем биплане И-153 под номером 13, несчастливом для немцев, как он шутил. Затем попал в группу Покрышкина и прошёл обучение на «Аэрокобре» – американском истребителе, который прославился крутым нравом – он очень легко входил в штопор при малейшей ошибке пилота, сами американцы на таких летали неохотно.

Пожалуй, ни у одного другого нашего аса на личном счету нет такого разнообразия типов сбитых самолётов, как у Речкалова, это и бомбардировщики, и самолёты штурмовой авиации, и разведчики, и истребители, и транспортники, и относительно редкие трофеи – «Савойя» и ПЗЛ-24.

Кирилл Алексеевич Евстигнеев

Командир эскадрильи, гвардии капитан. Родился 4 (17) февраля 1917 года в поселке Хохлы Птиченской волости, Челябинского уезда, Оренбургской губернии, сейчас это деревня Хохлы Шумихинского района Курганской области.

На фронт сержант Евстигнеев попал 17 марта 1943 года. Свою первую победу одержал 7 июля 1943 года в небе над Курской дугой, в этот день он сбил ведущего десяти немецких бомбардировщиков. На следующий день сражался против девяти Ju-87 и опять сбил ведущего. После этого, преследуя уходящего противника, вогнал в землю второй бомбардировщик. В тот же день сбил ещё один "Юнкерс".

9 июля Евстигнеев сбил Bf-109, а 13 и 16 июля – снова по одному "Мессершмиту". 5 августа 1943 года в составе группы из 8-и Ла-5 вылетел на прикрытие наших войск на подступах к Белгороду. В воздушном бою был сбит и ранен в обе ноги. В медсанбате отговорил доктора от ампутации стопы. На девятые сутки ночью на костылях сбежал из госпиталя, прошел тридцать пять километров до ближайшего аэродрома, оттуда был переправлен в свою часть. Через месяц вновь вылетел с эскадрильей на боевое задание. Первое время после ранения до самолёта Кирилл Адексеевич добирался с костылями.

Всего за годы войны совершил 283 боевых вылета, участвовал в 113 боях, сбил лично 53 и в составе группы - 3 вражеских самолёта противника.

Арсений Васильевич Ворожейкин

Командир эскадрильи, дважды Герой Советского Союза. Родился (15) 28 октября 1912 года в деревне Прокофьево Городецкого уезда Нижегородской губернии, сейчас – это село Прокофьево, Городецкого района Нижегородской области.

Свой счёт сбитым самолётам противника начал в боях на реке Халхин-Гол в 1939 году. Здесь он провёл 30 воздушных боёв, сбил 6 японских самолётов. В одном из боёв получил тяжелое ранение позвоночника, был комиссован, но, несмотря на это, вернулся в часть.

На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Был заместителем командира, а с июля 1943 – командиром эскадрилью 728-го истребительного авиационного полка. К июлю 1944 года совершил 106 боевых вылетов и сбил 30 немецких самолётов.

4 февраля и 19 августа 1944 года награждён сначала первой, а потом второй медалью "Золотая Звезда" с присвоением звания Герой Советского Союза.

Всего на боевом счету лётчика-истребителя Ворожейкина около 400 боевых вылетов, 52 сбитых лично самолёта противника (из них 6 – на Халхин-Голе) и 14 – в группе.

Георгий Дмитриевич Костылев

Родился в Ораниенбауме, нынешнем Ломоносове, в 1914 году. Лётную практику начинал в Москве на легендарном Тушинском аэрополе.

Легендарный балтийский ас, закрывавший небо над Ленинградом, одержавший наибольшее количество побед в морской авиации, сбил лично не менее 43 самолётов противника и 3 – в группе. Первый боевой вылет во время войны совершил 29 июня 1941 года, первую победу в воздухе одержал уже 15 июля, сбив тяжёлый истребитель Me-110, а 22 июля сбил сразу три самолёта: два Ю-88 и один Me-110. К концу июля на счету Костылева уже 7 воздушных побед.

С мая по ноябрь 1942 года Костылев летал на полученном по лендлизу британском «Харрикейне», на левом борту которого красовалась большая надпись «За Русь!».

В феврале 1943 года Костылев был во второй раз представлен к званию Героя Советского Союза, но трагический инцидент помешал ему в получении второй звезды героя. По случаю представления к награде Костылеву был предоставлен отпуск, во время которого он посетил жившую в осаждённом Ленинграде мать и познакомился с бытом ленинградцев. Незадолго до окончания отпуска Костылев познакомился с тыловым майором и был приглашён к нему в гости в Ораниенбаум. Контраст в жизни офицера и простых жителей настолько поразил Костылева, что между ним и майором возникла драка. В результате Костылев был осуждён, разжалован до рядового, лишён всех наград и отправлен на Ораниенбаумский плацдарм, новое представление к званию Героя было отозвано.

Штрафники сберегли героя, и уже в апреле он вновь поднимает в воздух свой истребитель и одерживает победу над врагом. Позже его восстановили в звании, вернули награды, однако вторую Звезду Героя он так и не получил.

Алексей Петрович Маресьев

Человек-легенда, ставший прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», символ мужества и стойкости русского воина. Родился в 1916 году в городе Камышин Саратовской губернии.

4 апреля 1942 года в воздушном бою по прикрытию бомбардировщиков над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но повреждённый самолёт быстро терял высоту и упал на лес. Восемнадцать суток лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта, питаясь корой деревьев, шишками и ягодами.

У лётчика началась гангрена, и в госпитале ему ампутировали обе ноги. Но Маресьеву удалось вернуться в строй, он научился ходить на протезах и снова поднялся в небо.

Поначалу ему не доверяли, в бою всякое может случиться, однако Маресьев доказал, что он может воевать не хуже других. В итоге к сбитым до ранения 4 немецким самолётам добавилось ещё 7. Повесть Полевого о Маресьеве разрешили напечатать только после войны, чтобы немцы не дай Бог, не подумали, что в Красной Армии некому воевать, приходится инвалидов посылать.

Виталий Иванович Попков

Этого лётчика также нельзя не упомянуть, ведь именно он стал одним из самых известных воплощений лётчика-аса в киноискусстве – факты из биографии Виталия Ивановича Попкова легли в основу фильма Леонида Быкова "В бой идут одни старики" – он стал прототипом комэска Титаренко («Маэстро») и лейтенанта Александрова («Кузнечик»). «Поющая эскадрилья» действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, где служил Попков. В ней был свой собственный хор, а два самолёта эскадрилье подарил сам Леонид Утесов.

Попков родился в Москве в 1922 году. Свою первую победу одержал в июне 1942 года над городом Холм. Участвовал в боях на Калининском фронте, на Дону и Курской дуге. Всего он совершил 475 боевых вылетов, провел 117 воздушных боев, лично сбил 41 самолёт противника плюс 1 в группе.

Популярность Попкова была так велика, что ему при жизни был поставлен памятник – бронзовый бюст Героя установлен в 1953 году в Москве в сквере на Самотёчной площади.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...