На сегодняшний день можно констатировать факт, что программа совместной российско-индийской разработки истребителя пятого поколения - FGFA - провалилась. В течение всего 2018 года СМИ сообщали то о выходе Индии из программы, то давали опровержения разных высокопоставленных чиновников.
Так, например, очень оригинальная причина выхода из программы была опубликована 13 июня 2018 года в индийском издании
К тому, что Индия обладает технологиями создания истребителей пятого поколения или имеет возможность такие технологии разработать, следует относиться с большой долей скептицизма. Первый и единственный пока лёгкий истребитель собственной разработки "Теджас" (Tejas) был принят на вооружение страны спустя 30 лет после начала работ над ним. Правительство страны одобрило разработку лёгких боевых самолётов в 1983 году, и изначально планировалось, что они поступят на вооружение в 1994 году, но случилось это только в феврале 2019 года. Предполагается, что Tejas заменят в составе ВВС Индии МиГ-21.
Отказ от программы FGFA выглядит совершенно нелогичным. Ему предшествовали многочисленные замечания и обвинения российской машины в несоответствии требованиям к истребителю пятого поколения, но Су-57 практически завершил испытания, и в этом году первые два самолёта поступят в Липецкий авиацентр для освоения строевыми лётчиками, а перспективы индийских ВВС иметь такую машину в своём парке выглядят очень туманно.
"Мы неоднократно говорили о своей готовности возобновить переговоры по данной теме с учётом того прогресса, которого Россия уже достигла в производстве национального истребителя пятого поколения Су-57", - заявил "
Он отметил, что Индия заявила о решении приостановить свое участие в проекте уже после того, как стороны согласовали и парафировали проект контракта на опытно-конструкторскую работу по созданию истребителя.
15 февраля вице-президент ОАК по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) Илья Тарасенко сообщил в интервью "Интерфаксу", что российский истребитель Су-57 планируется вывести на внешний рынок.
Индия может стать одним из первых покупателей этого самолёта, причём, следуя принятой в стране программе Make in India, Россия может предложить очень выгодные условия контракта - с локализацией производства и передачей некоторых технологий, не представляющих военную тайну.
Российско-индийская программа FGFA предусматривает проектирование и разработку истребителя нового поколения, который будет обладать малозаметностью, крейсерской сверхзвуковой скоростью, высокой манёвренностью, высоко интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, расширенной системой оповещения об обстановке, внутренним размещением авиационных средств поражения и централизованной системой оповещения и радиоэлектронной борьбы.
Контракт на создание предварительного технического проекта стоимостью $295 млн был подписан в декабре 2010 года и предусматривал завершение первой фазы проекта в течение 18 месяцев. По данным индийских СМИ, в 2015 году стоимость контракта на итоговое проектирование и опытно-конструкторские работы по истребителю оценивались в $11 млрд. Индия и Россия должны были нести эти расходы поровну. Они включают в себя проектирование самолёта, создание инфраструктуры на авиазаводе в Индии, строительство прототипа и проведение лётных испытаний.
ВВС Индии в ходе реализации программы модернизации своего парка намеревались получить в рамках проекта FGFA 166 одноместных и 48 двухместных истребителей.
Причины, по которым Индия вышла из проекта, знают в руководстве Минобороны этой страны. Но можно предположить, что это либо результат работы мощного проамериканского лобби среди военных, либо Минобороны посчитало, что разработка слишком затратная, и лучше пустить $5,5 млрд на другие цели.
Поэтому, только Индия может вдохнуть жизнь в проект FGFA, - Нью-Дели необходимо укреплять свою обороноспособность, а для этого нужен мощный современный боевой воздушный флот. При всём уважении к Су-30МКИ - это самолёт вчерашнего дня.