В 2019 году при перевозке пассажиров, грузов, а также при выполнении авиационных работ эксплуатантами воздушных судов коммерческой гражданской авиации Российской Федерации произошло 6 авиационных происшествий, в том числе две катастрофы с гибелью 43 человек. Для сравнения, в 2018 году в коммерческой гражданской авиации произошло 19 авиационных происшествий, в том числе 9 катастроф, в которых погибли 104 человека. Об этом 17 марта 2020 года в своём
Основными факторами опасности, приведшими к авиационным происшествиям в 2019 году явились:
- Грубая посадка – катастрофа самолета SSJ100 RA-89098 ПАО «Аэрофлот», произошедшая 05 мая 2019 г. в аэропорту Шереметьево и приведшая к гибели 41 человека. В полете произошел сбой в работе электронных блоков с переходом системы управления в режим «Direct mode», при выполнении посадки произошло грубое приземление с последующим прогрессирующим козлением.
- Выкатывание за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) – катастрофа самолета Ан-24РВ RA-47366 АО «Авиакомпания «Ангара» при выполнении 27 июня 2019 г. посадки в аэропорту Нижнеангарска, приведшая к гибели 2 человек. На снижении для посадки произошел отказ левого двигателя самолета. На пробеге, после посадки, произошло выкатывание самолета с уклонением вправо от осевой линии ВПП, вследствие чего самолет пробил ограждение аэродрома и столкнулся со зданием очистного сооружения.
- Столкновение с птицами – авария самолета А-321 VQ-BOZ ОАО «Уральские авиалинии» при выполнении 15 августа 2019 г. взлета и набора высоты в аэропорту Жуковский. При взлете произошло столкновение самолета со стаей птиц, что привело к снижению тяги двигателей, вследствие чего экипаж принял решение на выполнение аварийной посадки с убранным шасси по курсу взлета.
Для авиационных происшествий и серьезных инцидентов характерными являются такие факторы опасности, как:
- попадание в полете в условия, связанные с опасными явлениями погоды (грозовая деятельность, интенсивные осадки в виде града, туманы, сдвиг ветра и т.д.);
- столкновение с землей или препятствиями в управляемом полете;
- столкновение с птицами на этапах взлета и посадки.
В течение 2019 года с воздушными судами авиации общего назначения произошло 21 авиационное происшествие (в 2018 году – 23), в том числе 15 катастроф с гибелью 27 человек. В 2018 году – 13 катастроф с гибелью 24 человек.
Для авиационных происшествий с воздушными судами АОН характерными являются такие типы событий, как потеря управления в полете, столкновение с землей или препятствиями в управляемом полете, отказы авиационной техники из-за нарушения правил ее эксплуатации. По-прежнему актуальной остается проблема сознательных нарушений правил полетов частными владельцами воздушных судов АОН: выполнение полета с превышением допустимых ограничений, полеты в состоянии алкогольного опьянения, полеты при отсутствии сертификата летной годности воздушного судна.
В соответствии с планом действий по реализации рекомендаций и последующего донесения информации о катастрофе SSJ100 RA-89098 в аэропорту Шереметьево, проведен анализ полноты и качества выполнения профилактических мероприятий эксплуатантами. Для улучшения качества тренажерной подготовки летных экипажей SSJ100 в пилотировании самолета в режиме прямого управления, Росавиация организовала проведение пилотами-инструкторами авиакомпаний ПАО «Аэрофлот» и АО «Авиакомпания АЗИМУТ» тестовых учебных сессий тренажерной подготовки по разработанной АО «Гражданские самолеты Сухого» (сейчас - "Региональные самолёты", филиал корпорации "Иркут") плану. По итогам проведения учебных сессий получены положительные отзывы инструкторского состава указанных эксплуатантов, в связи с чем данная программа будет включена в унифицированную программу подготовки пилотов SSJ100 для образовательных организаций и авиационных учебных центров, осуществляющих подготовку летного состава с периодичностью проведения тренажерной подготовки 1 раз в 7 месяцев.
В настоящее время проект унифицированной программы подготовки членов летных экипажей на SSJ100 рассмотрен Федеральным агентством воздушного транспорта. По результатам рассмотрения даны соответствующие предложения и замечания. После доработки унифицированной программы "Региональными самолётами" она повторно поступит на согласование в Росавиацию.