Президент России Владимир Путин дал
Особое внимание правительство должно обратить на объёмы и источники финансирования соответствующих работ, а также финансово-экономические и лётно-технические параметры самолёта.
Самолёт ТВС-2ДТС "Байкал" разработан и построен в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени Чаплыгина (СибНИА, Новосибирск). Прототипом для его разработки стала модернизация труженика Ан-2 - ТВС-2МС. Работы велись по заданию Минпромторга России в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года». Самолёт демонстрировался на авиасалоне МАКС-2017. Планировалось начать его серийное производство на Улан-Удэнском авиазаводе холдинга "Вертолёты России". В феврале 2018 года на экономическом форуме в Сочи был подписан контракт на поставку 200 машин авиакомпании "Полярные авиалинии". Однако в 2019 году стало очевидным, что Минпромторг, несмотря на потраченное время и бюджетные деньги, отказался от серийного производства этого самолёта.
Причины отказа кроются в инновационности ТВС-2ДТС. Это - цельнокомпозитная машина, которая опередила своё время. Как пояснил 14 января в интервью изданию Sibnet.ru директор СибНИА Владимир Барсук, авиакомпании не готовы к эксплуатации этого самолёта.
Но кроме использования ПКМ в конструкции планера и крыла этого самолёта, есть и другие не менее веские причины - его дороговизна и применение турбовинтового двигателя компании Honeywell. По оценкам Барсука, стоимость ТВС-2ДТС составит от 2,5 до 3 млн долларов (150-180 млн руб), в зависимости от комплектации. А стоимость лётного часа - около 60 тыс рублей.
Сегодня вполне реальна ситуация, когда программа самолёта "Байкал" может быть сорвана из-за возможных новых американских санкций против российского гражданского авиапрома. В таких условиях ни один здравомыслящий чиновник не подпишется под контрактом на закупку американской силовой установки. Тем более, что опыт уже есть - в начале 2019 года из-за санкций против завода "АэроКомпозит" на год сдвинулись сроки поставок самолётов МС-21 авиакомпаниям. Кроме того, в августе 2019 года ЦИАМ выдал рекомендации по использованию в качестве силовой установки самолёта "Байкал" турбовинтового двигателя ВК-800.
Теперь, после проведённого в августе-сентябре 2019 года конкурса по выбору разработчика самолёта "Байкал", новую машину, но с использованием наработок по ТВС-2ДТС, будет проектировать компания из Улан-Удэ "Байкал-Инжиниринг". Комплект конструкторской документации на опытный образец планируется создать до сентября 2020 года, а к декабрю - сам опытный образец самолёта для статических испытаний. О первом полёте самолёта говорить пока рано, но можно ожидать, что он полетит не ранее конца 2021 года. Вместо композиционных материалов в конструкции планера будут использоваться алюминиевые сплавы.