Компания «Сухой» приступила к лётным испытаниям принципиально новой вычислительной системы самолёта Т-50. Новая система – в разы надёжнее и мощнее предыдущей, и впервые в современной истории военной российской авиации и проектирование, и разработку выполнила авиационное КБ.
При создании новой системы инженеры "Сухого" работали вместе с ведущими отечественными предприятиями концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ): Государственным рязанским приборным заводом (ГРПЗ) и Раменским приборостроительным конструкторским бюро (РПКБ). В свою очередь, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ГосНИИАС) выполнил моделирование функциональных задач применения Т-50 на новой вычислительной платформе.
Первый истребитель Т-50 с новой бортовой электроникой и микропроцессором был поднят в воздух зимой 2017 года. По словам Дмитрия Грибова, главного конструктора компании «Сухой» и директора дирекции интеграции КБО, новейшая платформа приходит на смену спроектированной ещё в 2004 году вычислительной системе на базе БЦВМ «Багет». Работы по созданию новой системы «Интегрированной модульной авионики боевых комплексов» (ИМА БК) велись в течение последних четырёх лет. Один из заказчиков – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Вычислительная система создана на базе отечественных многоядерных микропроцессоров и новой, отечественной же операционной системы реального времени.
В интегрированной структуре бортового оборудования самолёта Т-50 на центральный компьютер возлагаются функции управления системами самолёта, применения вооружения, обороны и многорежимная интеллектуальная поддержка пилота. Центральный компьютер, который одновременно выполняет роль и электронного пилота, и электронного штурмана и электронного бортинженера, в реальном времени решает задачи по автоматическому распознаванию и определению наиболее опасных целей, построению наиболее оптимального маршрута, оптимальному решению задач применения оружия и обороны самолёта, а также реконфигурации систем при отказах. Новая система управления берёт на себя управление почти всеми ключевыми приборами самолёта – локатором, системой навигации и связи, в предыдущей версии для расчёта функций каждой системы использовался свой вычислитель.
Объём бортового программного обеспечения уже превысил 4 млн строк кода, а предстоит ещё дополнительно внедрить ряд сложных функциональных режимов управления ЛА и комплексной обработки информации.
«Новая система действительно является инновационной и не имеющей аналогов в мире, – говорит Дмитрий Грибов. – Мы впервые пошли не по пути воспроизводства уже реализованных другими разработчиками решений, а заложили перспективную архитектуру, которую и далее будем развивать в сторону “сетевого борта”, последовательно модернизируя бортовые системы и комплексы.
Многоядерность даёт нам почти неограниченные возможности по проектированию отказоустойчивых конфигураций оборудования, экономя при этом на весе, энергопотреблении и стоимости аппаратуры».
Обмен данными производится по волоконно-оптическим каналам. Переход с меди на оптоволокно позволил в разы увеличить скорость и объём передачи данных, на порядок уменьшить при этом вес кабельной сети и качественно повысить её помехоустойчивость. Если передача данных по традиционному медному кабелю дает скорость порядка 10-100 МБит/с, то по оптоволокну почти в 1 000 раз больше – 8 ГБит/с. Сетевая структура комплекса повышает надёжность работы всех приборов – при сбое какого-либо вычислителя происходит автоматическое переключение систем на другой блок, а использование централизованного процессора позволило почти в два раза снизить вес прибора. Производительность БЦВМ увеличилась более чем в десять раз, отказобезопасность повысилась более чем в четыре раза.
Фото (с)