Истребители 4-го поколения находятся в производстве уже около 40 лет. Ещё недавно эксперты говорили о закрывающемся характере их рынка и прогнозировали остановку сборочных линий машин 4-го поколения уже к середине 2020-х годов. Однако, вопреки ожиданиям, за последние два года произошло существенное оживление ранка и активизация спроса на эти, казалось бы, устаревающие машины. Эти изменения на рынке истребителей 4-го поколения произошли сразу по нескольким причинам.
«Развёртывание полномасштабного серийного производства истребителей 5-го поколения запаздывает, — говорит советник президента ОАК, Герой Российской Федерации, генерал армии в отставке Владимир Михайлов. — Кроме того, возникла острая необходимость в дополнительных закупках истребителей для поддержания боеспособности существующего боевого состава ВВС. Прежде всего, это касается стран Ближнего Востока и Северной Африки в условиях боевых действий международной коалиции под руководством США против террористических группировок в Сирии и Ираке, коалиции арабских государств во главе с Саудовской Аравией в Йемене, а также Ливии. Вместе с тем произошла значительная трансформация взглядов и концепций по боевому применению и соотношению в боевом составе ВВС авиационных комплексов 5-го поколения для ведения боевых действий в условиях широкомасштабной войны с технологически оснащённым противником и менее дорогостоящих лёгких боевых самолётов в локальных конфликтах малой интенсивности с иррегулярными воинскими формированиями».
Исходя из данных факторов, спрос на истребители 4-го поколения может сохраниться ещё как минимум на следующее десятилетие. Объём экспортных поставок истребителей 4-го поколения до 2026 года оценивается в 900 единиц, при этом доля России на доступных ей рынках составит около 240 самолётов.
4-е поколение: основные черты
Одним из основных отличий 4-го поколения от 3-го стали высокие характеристики манёвренности. Их достижение обеспечило применение продольной статической неустойчивости, что привело, в свою очередь, к необходимости замены классической дифференциальной системы управления самолётом на электродистанционную, появившуюся благодаря развитию цифровых компьютерных технологий и обеспечивающую необходимое быстродействие и точность.
Применение турбореактивных двигателей нового поколения с низкой степенью двухконтурности обеспечило тяговооружённость более единицы. Характерной чертой истребителей 4-го поколения стала также интегральная компоновка фюзеляжа, включающая гибридное крыло, реализующее принципы «вихревой аэродинамики» и представляющее собой наплывы большой стреловидности и трапециевидные плоскости. Это обеспечило выход на углы атаки более 30° и высокие показатели предельных по тяге виражей.
В дальнейшем при модернизации истребителей 4-го поколения они стали не только многоцелевыми, но и многофункциональными. Это произошло за счёт их оснащения радарами с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), подвесными оптико-электронными системами прицеливания, разведки и радиоэлектронной борьбы, нашлемными системами целеуказания и очками ночного видения. Всё это позволило обеспечить боевое применение широкого спектра авиационных средств поражения в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью, как по воздушным, так и по наземным целям. На российских истребителях 4-го поколения стали устанавливать двигатели с управляемым вектором тяги.
В настоящее время представителями 4-го поколения в мире, помимо российских семейств Су‑30/Су‑35 и МиГ‑29/МиГ‑35, являются:
- американские истребители семейств F‑15, F‑16 и F‑18;
- французский истребитель Rafale;
- истребитель Eurofighter Typhoon, созданный совместно Германией, Великобританией, Италией и Испанией;
- шведский истребитель JАS‑39 Gripen;
- китайский истребитель J‑10 Vigorous Dragon.
Семейство F‑15
Первый полёт истребителя F‑15 Eagle производства фирмы McDonnell Douglas (в 1997 году слилась с компанией Boeing) состоялся ещё 27 июля 1972 года. Серийное производство F‑15А/В стартовало в 1974 году. По истечении назначенного срока службы в 30 лет F‑15A/B были выведены из эксплуатации в 2009 году. Сейчас на вооружении ВВС США находится около 500 самолётов более поздних модификаций: около 250 F‑15C/D и 220 F‑15E. Более 200 единиц поставлены на экспорт и эксплуатируются военно-воздушными силами Израиля, Саудовской Аравии, Японии, Республики Корея и Сингапура.
F‑15C/D могут находиться в эксплуатации до 2019–2025 годов. Компания Boeing предлагает программу модернизации и продления ресурсных показателей под обозначением «F‑15C2040» для продления эксплуатации самолётов этой модификации до 2040 года. Стоимость работ по такой модернизации оценивается в $30–40 млн. за один самолёт. Однако работы по продлению лётного ресурса, скорее всего, ограничатся лишь заменой лонжеронов крыла стоимостью $1 млн., что позволит эксплуатировать парк F‑15C/D только до 2030 года.
В июле 2010 года состоялся полёт нового варианта F‑15SE Silent Eagle, разработанного с применением технологий «стелс». Экспортные контракты с 2011 года предполагают поставку по желанию заказчиков различных вариаций этой модификации.
В декабре 2011 года Саудовской Аравией заказана партия из 84 F‑15SA на сумму $11,4 млрд. Первая пара самолётов поставлена в декабре 2016 года. Передачу всей партии планируется завершить в 2019 году. Конгрессом США в ноябре 2016 года одобрена поставка 72 F‑15QA Strike Eagle ВВС Катара по контракту стоимостью $21,1 млрд, что позволит продолжить выпуск самолётов до середины следующего десятилетия. С учётом планов Израиля, Японии и Республики Корея закупать в дальнейшем истребители 5-го поколения F‑35 подписание экспортных контрактов по поставке новых F‑15, по мнению военных экспертов, маловероятно.
Семейство F‑16
Первый серийный F‑16А фирмы General Dynamics (вошла в дальнейшем в Lockheed Martin) взлетел 7 августа 1978 года. Всего выпущено более 4 560 F‑16 различных модификаций. На экспорт было поставлено около 2 330 истребителей в военно-воздушных силах 27 стран. Производство F‑16 для ВВС США завершено в 2005 году. В настоящее время их сборка ведётся только для поставок на экспорт.
В феврале 2012 года в ходе Singapore Airshow компания Lockheed Martin представила вариант F‑16 Viper, который имел усовершенствованный радар с АФАР, новые бортовой компьютер и оборудование кабины. В условиях отсутствия заказов на новую модификацию компания Lockheed Martin предлагает модернизировать до уровня Viper практически любой истребитель F‑16, находящийся за рубежом. В настоящее время выполняются контракты по такой модернизации 339 самолётов F‑16 ВВС Республики Корея, Тайваня и Сингапура. Потенциальный объём рынка модернизации F‑16, находящихся в эксплуатации в зарубежных военно-воздушных силах, может составить до 1 500 истребителей.
В ВВС США на вооружении более 1 000 самолётов F‑16С/D. На 300 F‑16С/D block 40/42 выпуска 1988–1995 годов и F‑16С/D block 50/52 выпуска 1995–2004 годов планируется проведение работ по продлению лётного ресурса до 10 тыс. часов. Это позволит эксплуатировать эти самолёты до 2048 года, когда их заменят истребителями 5-го поколения F‑35. В сентябре 2017 года будет завершено производство последних 8 самолётов F‑16 block 50/52 из 36 заказанных для ВВС Ирака по контракту, подписанному в 2011 году. После этого сборочная линия будет перенесена с завода в Форт-Уорте (штат Техас), где развертывается серийное производство F‑35, в Гринвилл (штат Северная Каролина).
В части дальнейших перспектив F‑16 следует отметить, что конгрессом США в 2016 году одобрена поставка ВВС Пакистана 8 истребителей F‑16 block 52 стоимостью $700 млн. и в 2017 году ВВС Бахрейна 19 F‑16 стоимостью $2,7 млрд. В случае подписания контрактов производство истребителей может быть продлено до 2021 года.
Семейство F/A‑18
Этот самолёт создавался по заказу Военно-морских сил (ВМС) США для обеспечения ПВО авианосцев, ведения борьбы за превосходство в воздухе и поражения наземных и морских целей. Первый полёт состоялся в 1978 году. Всего компанией McDonnell Douglas (ныне входит в Boeing) изготовлено около 2 000 самолётов F/A‑18 различных модификаций. На вооружении ВМС и Корпуса морской пехоты США в настоящее время стоит около 1 000 самолётов F‑18C/D/E/F. Более 450 единиц наземного базирования поставлено в военно-воздушные силы Австралии, Испании, Канады, Кувейта, Малайзии, Финляндии и Швейцарии.
С 1997 года в производстве находится модификация F/А‑18Е/F Super Hornet и самолёт радиоэлектронной борьбы ЕА‑18G Growler. В 2015 году были завершены поставки ВМС США 68 F/A‑18E/F и 56 ЕА‑18G Growler. В 2017 году будет завершена поставка незначительной дополнительной партии самолётов.
В зарубежных тендерах последних лет Super Hornet не имел особого успеха. Он не попал даже в «короткий список» программы закупки Multi-Role Combat Aircraft (MRCA) ВВС Индии. На завершающем этапе конкурса ВВС Бразилии F/A‑18E/F проиграл шведскому Gripen.
С приходом в США администрации Дональда Трампа программа F/A‑18E/F получила новый импульс и стала рассматриваться как менее дорогостоящая альтернатива палубного варианта истребителя 5-го поколения F‑35С. В связи с задержкой достижения полной боевой готовности F‑35С до 2019 года и высокой вероятностью её дальнейшего переноса, а также истечением срока службы F‑18C/D ранних серий, ВМС США рассматривает вопрос о дополнительной закупке до 100 F/A‑18E/F.
Возможно возобновление и экспортных поставок, прежде всего в страны, уже имеющие на вооружении F‑18. В ноябре 2016 года ВВС Канады высказали намерение о закупке 18 F/A‑18E/F стоимостью $2 млрд в качестве временной меры по поддержанию боеспособности до поставки F‑35. После 3-летней задержки конгресс США одобрил поставку 40 F/A‑18E/F ВВС Кувейта стоимостью $10,1 млрд. Сохраняются перспективы дополнительной поставки F‑18 ВВС Малайзии, Швейцарии и Финляндии, а также ВМС Индии в рамках тендера на закупку 57 палубных истребителей. Таким образом, производство истребителей типа F‑18 может быть продлено до середины 2020-х годов.
Rafale
В 1985 году Франция вышла из программы Eurofighter, и с этого момента фирма Dassault разрабатывала национальный истребитель Rafale в сухопутном и палубном вариантах. Первый полёт опытный Rafale А выполнил в 1986 году, палубный — в 1991 году. Серийное производство сухопутной версии началось в 1998 году, а палубной — в 1999 году. Общий объём заказов составил 225 самолётов.
Более десяти лет компания Dassault предпринимала безуспешные попытки продвижения Rafale на внешний рынок. Истребитель проиграл тендеры в Республике Корея и Сингапуре американскому F‑15Е, в Швейцарии и Бразилии — шведскому Gripen, в Саудовской Аравии — Eurofighter. С учётом такой ситуации темп производства Rafale в последние годы поддерживался на уровне лишь 11 самолётов в год.
Долгожданным событием стало объявление в феврале 2012 года о победе Rafale над Eurofighter на заключительном этапе индийского тендера MRCA на поставку 126 истребителей. Однако после более чем трёх лет безуспешных переговоров контракты на прямую поставку 18 Rafale из Франции и организацию лицензионного производства 108 самолётов так и не подписаны. В результате в рамках межправительственного соглашения в сентябре 2016 года был заключён контракт на прямую закупку Индией 36 истребителей Rafale стоимостью $8,1 млрд. Возможна дополнительная поставка до 36 самолётов после выполнения первого контракта в 2023 году. По этой причине первой экспортной сделкой стал контракт на поставку 24 Rafale в Египет стоимостью $5,9 млрд, подписанный в феврале 2015 года. В мае того же года был подписан второй контракт на 24 Rafale для Катара стоимостью $6,8 млрд. Египту уже переданы первые 6 Rafale. Поставки Катару запланированы на конец 2018 года, а Индии — в середине 2019 года. В 2016 году с подписанием экспортных контрактов объявлено об увеличении ежегодного производства до 22 самолётов.
В части дальнейших перспектив продвижения на внешний рынок следует отметить, что Rafale является конкурентом F/A‑18E/F в тендерах военно-воздушных сил Малайзии, Швейцарии и Финляндии. Более 5 лет продолжаются переговоры о поставке 60 Rafale в ОАЭ. Как более предпочтительные с учётом уже заключённого контракта на поставку 36 самолётов в Индию рассматриваются шансы Rafale на победу в тендере ВМС этой страны на закупку 57 палубных истребителей для нового авианосца.
Производство Rafale планируется до конца 2020-х годов. Общий объём экспортных поставок Rafale в 2017–2027 годах с учётом тендеров и опционов по действующим контрактам может составить до 200 самолётов.
Eurofighter Typhoon
В 1983 году на волне успеха предыдущего совместного проекта Tornado стартовала международная программа по разработке нового европейского многофункционального истребителя с участием Великобритании, Германии, Италии, Испании и Франции (последняя вышла из программы в 1985 году). Был образован международный консорциум Eurofighter. Однако в декабре 1992 года для снижения стоимости проекта на 30% было принято решение о создании упрощенного истребителя ЕF‑2000. Первый полёт опытный ЕF‑2000 выполнил в 1994 году. Серийные поставки начались в 2003 году. Вариант многоцелевого истребителя начал выпускаться с 2008 года.
Первоначально планировалось выпустить 765 самолётов, но впоследствии было принято решение об уменьшении количества до 620: 180 — Германия, 232 — Великобритания, 121 — Италия и 87 — Испания. Поставки разделены на три транша. На экспорт было продано 15 самолётов в Австрию.
В 2017 году завершается контракт на поставку Саудовской Аравии 72 Eurofighter. В этом же году запланировано начало поставок 12 Eurofighter производства Великобритании по контракту с Оманом. В апреле 2016 года подписан контракт на поставку в период 2019–2022 годов 28 самолётов производства Италии Кувейту стоимостью $9,2 млрд. Eurofighter включён вместе с Rafale в «короткий список» тендера ВВС Малайзии на закупку 18 истребителей для замены МиГ‑29, но его шансы на победу менее предпочтительны чем у конкурента.
Выкатка 500-го истребителя Eurofighter состоялась в апреле 2017 года. Портфель заказов в 99 самолётов позволит сохранить сборочную линию до 2023 года. Производство комплектующих изделий и сборка самолётов осуществляется на четырёх сборочных линиях в Германии, Великобритании, Италии и Испании: левые крылья изготавливают в Италии, правые — в Испании, центроплан — в Германии. Это существенно усложняет производство, увеличивает затраты на логистику и в конечном счёте повышает стоимость Eurofighter.
При отсутствии явных конкурентных преимуществ в лётно-тактических характеристиках и с учётом высокой стоимости производства и эксплуатации Eurofighter по сравнению с вышеперечисленными типами истребителей 4-го поколения дальнейшие экспортные перспективы вызывают сомнения. Общий объём экспорта составит около 40 самолётов.
Gripen
В соответствии с заданием ВВС Швеции, выданным в 1981 году, истребитель JАS‑39 Gripen (Jakt, Attack, Spaning — истребитель, штурмовик, разведчик) должен был быть многоцелевым, иметь размеры и массу до 50% меньше, а стоимость жизненного цикла на 60% меньше, чем у старого шведского истребителя Viggen. Первый полёт опытного Gripen состоялся в 1988 году, а серийного — в 1993 году. Первоначально заказ JАS‑39 для ВВС Швеции должен был составить 280–300 самолётов, однако в декабре 1996 года было принято решение о закупке только 204 машин.
Компанией SAAB разработан и экспортный вариант Gripen с современным бортовым оборудованием и убирающимся устройством для дозаправки топливом в воздухе. На экспорт уже поставлено 66 Gripen: 14 — в Чехию, 14 — в Венгрию, 26 — в ЮАР и 12 — в Таиланд. С 2007 года разрабатывается новая версия Gripen NG. Первый полёт опытного образца состоялся в январе 2009 года. В 2013 году Швеция объявила о планах закупки 60 Gripen NG под обозначением JАS‑39Е/F. Стоимость самолёта составит $50–60 млн. В 2012 году Швейцария решила купить 22 Gripen NG, но по результатам референдума 2014 года закупка была отложена. В октябре 2014 года Бразилия подписала контракт на поставку 36 JАS‑39 E/F с 2019 по 2024 год.
В качестве реальных потенциальных покупателей можно рассматривать Болгарию, которая отдала приоритет по закупке 8 новых Gripen над бывшими в эксплуатации F‑16 и Eurofighter, а также Словакию, рассматривающую возможность лизинга 8–12 JАS‑39E/F, и в отдалённой перспективе Финляндию, приступившую к процедуре поиска вариантов замены истребителей F‑18 после 2025 года. При значительных конкурентных преимуществах в ценовых показателях и стоимости эксплуатации существенным недостатком Gripen NG является то, что большая часть его технологий принадлежит не SAAB, а её партнёрам — поставщикам систем и компонентов из США, Великобритании и других стран. Например, двигатель F414G американской компании General Electric, радар с АФАР — британской Selex ES, что и стало причиной запрета возможной поставки Gripen в Аргентину. Кроме того, с учётом отставания завершения испытаний JАS‑39E/F более чем на два года от ранее запланированных сроков общий объём экспорта в период до 2026 года оценивается не более чем в 80 самолётов.
J‑10
В 1988 году в китайском Научно-исследовательском институте № 611, известном также как Chengdu Aircraft Design Institute, впоследствии вошедшем в состав CAС (Chengdu Aircraft Corporation), началась разработка истребителя J‑10 Vigorous Dragon (экспортное обозначение FС‑20). В конструкции J‑10 экспертами отмечается значительное сходство с израильским проектом Lavi, однако в Китае J‑10 позиционируется как полностью национальная разработка. Первый полёт прототипа истребителя J‑10 состоялся в 1998 году. Его серийное производство началось в 2002 году. На Airshow China 2016 был продемонстрирован и активно предлагался на экспорт усовершенствованный вариант J‑10В. В качестве конкурентных преимуществ отмечается ценовая привлекательность по сравнению с американскими и российскими аналогами, а также отсутствие экспортных ограничений по геополитическим предлогам.
Всего выпущено более 270 самолётов для ВВС и авиации ВМС Народно-освободительной армии Китая. В СМИ сообщалось о подписании контракта с Пакистаном на поставку 36 самолётов FC‑20 стоимостью $1,4 млрд. Начало поставок планировалось в 2015–2016 годах. Среди потенциальных покупателей FC‑20 назывались Иран, Аргентина, Венесуэла и Перу.
Рыночные доли
Общий объём экспортных поставок истребителей 4-го поколения в 2017–2026 годах (без учёта тендеров Индии на поставку в ВВС 200 лёгких однодвигательных истребителей и в ВМС 57 палубных истребителей), по оценкам ОАК, ожидается в размере около 900 машин. В это количество не включены поставки министерствам обороны стран-производителей.
Из этого количества более четверти — 26,6% — составит доля России: около 150 единиц Су‑30 и Су‑35 и около 90 МиГ‑29М/М2 и МиГ‑35. Второе место займут производители американских истребителей. Их суммарная доля экспортных поставок не превысит 25,5%: 145 F‑15, 27 F‑16 и 58 F‑18. Третьей по числу поставляемых на экспорт истребителей 4-го поколения будет Франция с её истребителем Rafale, доля которого на рынке оценивается в 22,2% (около 200 самолётов).
Ожидается, что Китай поставит на экспорт до 110 J‑10, что составит 12,2% мирового рынка. До 8,0% рынка займёт шведский Gripen (более 70 самолётов). Доля Eurofighter, видимо, составит около 4,4%, поскольку экспорт этих европейских истребителей оценивается не более чем в 40 самолётов.
«Дальнейшие перспективы поставок всех истребителей 4-го поколения будут зависеть от того, как быстро рынок займут самолёты 5-го поколения, — считает Владимир Михайлов. — В настоящее время они созданы или создаются лишь в России, США и Китае».
Кроме того, производство истребителей 4-го поколения может быть продлено до конца 2020-х годов в связи с намерением, заявленным ВВС Индии в октябре 2016 года, об открытии тендера по производству в этой стране по программе ”Make in India“ 200 лёгких однодвигательных истребителей для замены 11 эскадрилий МиГ‑21 и МиГ‑27. Стоимость программы оценивается в сумму около $10,0 млрд. Тендер планируется объявить в начале 2018 года. Запрос предложений направлен российской корпорации «МиГ», американской компании Lockheed Martin и шведской SAAB. Компания, предложившая наиболее полную передачу технологий и меньшую стоимость, будет определена победителем до 2021 года. Индия рассчитывает с 2022 года производить до 30 самолётов в год стоимостью около $45 млн. каждый. Основными претендентами на этот контракт считаются F‑16 block 70 и Gripen NG.
Источник: журнал ОАК "Горизонты", №2, 2017 г.