Павел Сухой. Конструктор, вышедший из тени.

Имя выдающегося советского конструктора авиационной техники Павла Осиповича Сухого, которому 22 июля этого года, исполнилось бы 130 лет, сегодня известно во всем мире, самолеты с маркой «Су» занимают достойное место в истории развития отечественного и мирового самолетостроения.

Под руководством П.О. Сухого за полувековой период его творческой деятельности было спроектировано свыше пятидесяти оригинальных конструкций, построено более четырех десятков типов самолетов, около двадцати из которых строились серийно и состояли на вооружении наших ВВС.

Это уникальный двухместный бронированный штурмовик Су-6, который по некоторым летно-техническим данным превосходил легендарный самолет Ил-2.

Это первый истребитель с изменяемой геометрией крыла Су-17. Это сверхзвуковой бомбардировщик-убийца авианосцев «Сотка» (Т-4). Он был первым в мире летательным аппаратом, оснащенным электронной дистанционной системой управления (ЭДСУ), которая сегодня применяется почти на всех самолетах мира. Хотя самолет был очень прорывным и революционным, он в серию, к сожалению, не пошел, однако наработки по «сотке» легли в основу многорежимного стратегического бомбардировщика Ту-160.

Т-4 «Сотка»

Это уникальный истребитель Су-27, модификации которого до сих пор стоят на вооружении российской армии. Это истребитель 5-го поколения Су-57. Однако путь к успеху был непростым для Павла Сухого.

Сквозь тернии к звездам!

Будущий конструктор родился 10(22) июля 1895 г. в селе Глубокое (западная Белоруссия) в семье учителя начальной школы Дисненского уезда Виленской губернии.

Через несколько лет семья Осипа Андреевича, отца Павла, переезжает в Гомель. Здесь мальчик учится в гимназии, которую он заканчивает в 1914 г. с серебряной медалью и поступает на физико-математический факультет Московского университета. При первой же возможности Сухой переходит в Московское императорское высшее техническое училище, где профессор Н.Е. Жуковский уже читает свои знаменитые лекции по аэромеханике и руководит студенческим кружком воздухоплавания.

В 1924 г. Андрей Николаевич Туполев приглашает прилежного и способного студента Сухого, еще не окончившего учебу, работать чертежником в Центральный аэрогидродинамический институт.

Самостоятельная творческая деятельность Павла Осиповича как ведущего инженера началась с разработки и постройки первого советского цельнометаллического истребителя И-4..Он состоял на вооружении наших ВВС в течение пяти лет.

Руководя бригадой КОСОС (конструкторского отдела сектора опытного строительства) ЦАГИ, проектировавшей истребители И-14 и ДИП, молодой конструктор проявил смелость и оригинальность мышления, инженерную зрелость.

Сложнейшие проблемы были решены бригадой П.О. Сухого при проектировании и постройке всемирно известных самолетов РД («Рекорд Дальности») или АНТ-25 и «Родина».

В 1934-1937 гг. на самолетах РД был достигнут ряд мировых рекордов дальности полета, а экипаж М. Громова при перелете из Москвы в Сан-Джасинто (США) через Северный полюс установил новый мировой рекорд, преодолев расстояние в 11500 км. Этот рекорд не был побит в течение девяти лет и продержался до 1946 г.

РД-25

На самостоятельной работе

Победив в конкурсной разработке многоцелевого самолета «Иванов», Павел Осипович Сухой становится в 1940 Г. руководителем самостоятельного конструкторского коллектива — КБ опытного завода. В короткий срок самолет, в технологии изготовления которого использовались новейшие достижения авиационной промышленности, был доведен и запущен в массовое производство сначала под шифром ББ-1, а позднее как Су-2 на трех серийных заводах.

К началу боевых действий с Германией Военно-воздушные силы СССР насчитывали 13 полностью укомплектованных полков ближнебомбардировочной авиации, оснащённых Су-2. Ближние бомбардировщики Су-2 и и его модификация Су-4 принимали участие в приграничных оборонительных сражениях лета и осени 1941 года, при обороне Киева и Москвы, в сражении за Сталинград осенью 1941 — зимой 1942 годов, в сражении на Курской дуге летом 1943 года и других боевых операциях.

В трудные годы войны коллектив, руководимый главным конструктором П.О. Сухим, работает над проблемой создания скоростного высотного истребителя (Су-1, Су-3), выпускает и совершенствует самолеты-штурмовики Су-6, Су-8.

За создание штурмовика Су-6 главный конструктор самолета П.О. Сухой был удостоен в 1943 г. Сталинской премии первой степени.

Первые реактивные

В 1944 г. Павел Осипович приступает к созданию новых образцов авиационной техники — с реактивными двигателями Их появление позволило значительно повысить энерговооруженность самолетов и увеличить скорость полета. В начальной стадии работ по освоению и применению турбореактивных двигателей на отечественных опытных самолетах использовались образцы трофейных двигателей, которые имели большую массу, большой удельный расход топлива и относительно малую тягу.

Задание на постройку опытного реактивного самолета было выдано ОКБ П. О. Сухого еще в 1945 г., и началось проектирование самолета Су-9 с двумя турбореактивными двигателями РД-10 тягой по 900 кгс.

Впервые в практике отечественного самолетостроения на нем были применены тормозной парашют для уменьшения пробега при посадке, бустерное управление для уменьшения усилия на ручке управления при больших скоростях полета и катапультируемое кресло.

Во время испытаний самолета еще в 1947 г., на него были установлены два стартовых ускорителя, позволявшие сократить длину разбега самолета при взлете.. Самолет имел максимальную скорость полета на высоте 5000 м до 885 км/ч и потолок около 13 000 м. По отзывам летчиков-испытателей, самолет Су-9 был прост и удобен в пилотировании.

После его появления за рубежом появились публикации о том, что Сухой просто скопировал немецкий реактивный самолет Ме-262. Однако Ме-262 имел фюзеляж треугольного сечения, Су-9 — овального; крыло Ме-262 в плане имело форму трапеции, крыло Су-9 — двойной трапеции; вертикальное оперение на Ме-262 было треугольным, на Су-9 — эллиптическим и т. д.

Однако по ряду причин (возможно, авария самолета Су-15 в 1949г.) КБ Сухого было закрыто. До сих пор неясно, почему, в чьих интересах было принято решение о расформировании коллектива, вступившего, по существу, в этап освоения сверхзвуковых скоростей полета. Это было решение, приведшее, как показали дальнейшие события, к задержке развития отечественной сверхзвуковой авиации на несколько лет. И Сухой становится снова заместителем главного конструктора в КБ Туполева.

На новых рубежах

В 1953 году Павлу Осиповичу предлагают возглавить КБ-1, которое с июля 1952 года занималось исследованием американского истребителя F-86 «Сейбр» (трофей с Корейской войны) с целью его воспроизводства в СССР. Однако Павел Осипович добивается закрытия бесперспективной темы и берется за новые прогрессивные проекты.

КБ приступает к разработке фронтового истребителя С-1. А уже весной 1956 года, этот самолет достиг в горизонтальном полете рекордной скорости в 2170 км/ч. Параллельно шло проектирование и первого советского самолёта, оснащенного треугольным крылом — перехватчика Т-3. Эта машина также показала выдающиеся характеристики. На ней в 1959-1962 годах было установлено несколько мировых рекордов высоты и скорости полёта. Обе машины пошли в крупносерийное производство, получив наименования Су-7 и Су-9. Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-7Б, начиная с конца 50-х гг., стал одним из основных боевых самолетов ВВС Советского Союза.

После ошеломляющего показа этих машин в ходе воздушного парада в 1956 года, западная пресса назвала П.О. Сухого «конструктором, вышедшим из тени». В июне 1957 года П.О. Сухому присваивается почетное звание Героя Социалистического Труда.

Изменяемая геометрия

Выдающимся достижением ОКБ П.О. Сухого и всего советского самолетостроения явилось создание на базе Су-7Б самолета с крылом изменяемой в полете геометрии Су-17.. Три десятилетия он состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался, применялся и применяется в ряде вооружённых конфликтов.

Создание семейства Су-17 стало большой удачей ОКБ Сухого. С 1967 года самолет прошел долгий путь модификационного развития. По комплексу боевых характеристик для своего времени Су-17 являлся одним из наиболее эффективных боевых самолетов ВВС СССР, что показывает, насколько удачно были изначально подобраны и проработаны схема и основные конструктивные решения, положенные в его основу еще при разработке прототипа самолета Су-7 в начале 50-х под руководством П.О. Сухого и творчески развитые в конструкции Су-17 под руководством главного конструктора Н.Г. Зырина.

Су-17 Фото Юрий Каберник www.airforce.ru

Выпуск всех модификаций Су-17 осуществлялся на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Всего за период с 1969 по 1990 год было построено 2867 самолетов, 1165 из них было поставлено на экспорт в 15 стран мира.
Никто не забыт, ничего не забыто.

В последние годы жизни П.О. Сухого под его руководством был спроектирован целый ряд сложнейших авиационных комплексов, которые могут эксплуатироваться в любых метеоусловиях, в любое время суток. Многие из них стоят на страже наших границ и сегодня.

За его титанический труд Павлу Сухому в 1957 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1965 году он был награждён второй Золотой медалью «Серп и Молот». Сухой был кавалером трёх орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и «Знак Почёта». Ему была присуждена Сталинская премия Первой степени (1943 — за создание штурмовика Су-6), Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1975 — посмертно), Государственная премия Российской Федерации в области дизайна (1997 — посмертно) — за дизайнерскую и эргономическую разработку семейства самолётов Су-27.

Су-27 демонстрирует своим вооружением пилотам самолёта-разведчика НАТО серьёзность намерений. Кадр видеосюжета, снятого лётчиком ВВС США.

В 1977 году в Гомеле был открыт памятник П. О. Сухому — бронзовый бюст на постаменте.

У Сухого последние годы обострились последствия перенесённого на фронте туберкулёза лёгких, из-за которых приходилось пользоваться кислородным баллоном. Скончался он 15 сентября 1975 года в подмосковном санатории Барвиха. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...