Эффективное управление багажом является ключевым элементом стабильной работы аэропортов и бесстрессовых авиаперелётов. Автоматизированные системы, которые активно внедряют аэропорты, минимизируют ручной труд и снижают количество ошибок. Робототехника используется для сортировки, транспортировки и загрузки багажа. Эти инновации не только ускоряют процессы, но и повышают удовлетворённость пассажиров.
Технологии радиочастотной идентификации (RFID) и Bluetooth кардинально изменили подход к отслеживанию багажа. RFID-метки позволяют авиакомпаниям и пассажирам следить за багажом в режиме реального времени. Это значительно сокращает случаи утери или повреждения багажа, а также ускоряет решение возникающих проблем. Многие авиакомпании уже интегрировали функции отслеживания в свои мобильные приложения, сделав обработку багажа более прозрачной и удобной.
В 2023 году аэропорт Минск провёл модернизацию системы обработки багажа и установил новое оборудование, которое даёт пассажирам возможность отслеживать багаж в режиме реального времени. Современная производительная система стала одним из факторов, позволивших улучшить пропускную способность аэропорта.
Искусственный интеллект и машинное обучение в последнее время получают всё большее распространение в системах обработки багажа. Анализируя статистику потоков багажа за длительный предшествующий период времени, ИИ помогает оптимизировать распределение ресурсов и регулировать движение багажа. Алгоритмы на основе ИИ также повышают точность досмотра. Кроме того, ИИ позволяет оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям, минимизируя задержки и сбои.
При внедрении наземной беспилотной техники аэропорты страны будут экономить до 70 млрд рублей в год
Чтобы сократить время ожидания в очередях, всё более популярными становятся системы самостоятельной регистрации багажа через специальные киоски. Некоторые системы включают биометрическую аутентификацию. Например, авиакомпания Spirit Airlines внедрила такие станции в аэропорту Атланты, значительно упростив процесс регистрации для пассажиров, а в московском Шереметьево аналогичную услугу запустил «Аэрофлот».
Для регистрации необходимо ввести данные из маршрутной квитанции или электронного билета на сенсорном мониторе, выбрать место и установить багаж на весы. После проверки параметров багажа система распечатает посадочный талон и багажную бирку, которую нужно прикрепить к чемодану или сумке. Затем багаж автоматически отправляется в систему сортировки, а пассажир может пройти в «стерильную» зону для посадки.
Менее удобными являются мобильные приложения авиакомпаний, предоставляющие пассажирам актуальную информацию о статусе рейса и багажа, для его отслеживания в режиме реального времени. Эти платформы наиболее востребованы у тех, кто много летает, но для людей, совершающих 2-3 поездки в год с использованием авиатранспорта разных перевозчиков, такие мобильные приложения не пользуются особым интересом.
Значительно упростить пассажирам логистику в аэропорту может оптимизация внутренней инфраструктуры. Так, например, в сочинском аэропорту в секторах А и Б зоны выдачи багажа для внутренних рейсов были раздельными и создавали логистические сложности, требовали присутствия дополнительного персонала. Аэропорт провёл реорганизацию этих зон, и теперь все пассажиры получают багаж в едином зале. Это сократило издержки и улучшило навигацию.
Экологическая безопасность становится одним из приоритетов в системах обработки багажа. Аэропорты всё чаще используют перерабатываемые материалы для бирок и упаковки, а также внедряют энергоэффективные технологии. Эти меры направлены на снижение воздействия на окружающую среду и соответствуют модным на сегодняшний день тенденциям устойчивого развития в авиационной отрасли.
Современные технологии и инновации кардинально меняют подход к обработке багажа в авиационной отрасли. Автоматизация, искусственный интеллект, RFID-технологии и системы самостоятельной регистрации багажа значительно повышают эффективность процессов, сокращают время обработки и минимизируют ошибки. Эти изменения не только улучшают качество обслуживания пассажиров, но и способствуют повышению доверия к авиакомпаниям и аэропортам. Оптимизация процессов демонстрирует, что даже небольшая модернизация инфраструктуры может привести к значительному повышению комфорта и эффективности.
Артём Кириллов
для сайта «Авиация России»