Новый аэропорт Ташкента сможет обслуживать до 20 млн пассажиров в год

Фото © пресс-службы компании «Аэропорты Узбекистана»

В Ташкенте 1 августа 2025 года состоялась презентация нового аэропорта президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву. Аэропорт расположится в 17 километрах к югу от действующего, рядом с автодорогой Ташкент – Самарканд, на маршруте будущей платной магистрали. Председатель правления компании Uzbekistan Airports Жавлонбек Умарходжаев сообщил, что решение о начале строительства нового аэропорта Ташкента принято.

Население столицы Узбекистана сейчас составляет немногим более 3 млн человек. Рост пассажирских перевозок напрямую связан с масштабным строительством нового жилого и делового района «Новый Ташкент», который будет построен к югу от реки Чирчик. К 2030 году в столичной агломерации будет проживать 3,8-4 млн человек, включая перспективу увеличения до нескольких миллионов в «Новом Ташкенте».

Расположение действующего аэропорта в пределах города резко ограничивает возможности для расширение инфраструктуры и создает транспортные узкие места из-за плотной жилой и административной застройки. От международного аэровокзала до центральной части города 5-6 километров. Проектная пропускная способность аэропорта им. И. Каримова – около 11 миллионов пассажиров в год, перрон не может вместить больше 70 воздушных судов, а конфигурация взлётно-посадочных полос и организация воздушного движения ограничивают количество взлётов и посадок до 17 операций в час. В 2024-м году пассажиропоток аэропорта составил немногим более 8,7 миллиона человек.

Аэропорт Ташкент им. Ислама Каримова / Фото © «Авиация России»

«Строительство нового аэропорта – необходимая мера. Отсрочка этого процесса на 10 лет повлечёт негативные последствия в виде 8,6 млрд долларов к ВВП. Возможность стать „авиационным хабом“ региона будет утеряна», – заявил министр транспорта Республики Узбекистан Ильхом Махкамов на презентации.

По его словам, проект будет реализован на условиях государственно-частного партнёрства с привлечением международных инвесторов. На первом этапе, который будет завершён в 2030 году, аэропорт должен выйти на пропускную способность до 20 миллионов пассажиров в год. На перроне одновременно смогут разместиться до 169 воздушных судов, а две параллельные ВПП, аэродромная инфраструктура, и новая организация УВД обеспечат более 40 взлётов и посадок в час. На первом этапе для прямой посадки в самолёт будет смонтировано 14 телетрапов, после завершения проекта их количество увеличится до 45.

Подготовка к строительству уже началась. Издание «Новости Узбекистана» сообщает, что до конца текущего года будут проведены переговоры с инвесторами и утверждена концепция проекта, подписать окончательное соглашение с подрядчиком планируется в конце 2026 года. Кроме того, до открытия нового аэропорта существующий комплекс, имеющий две параллельные ВПП, терминалы международных и внутренних авиалиний, а также грузовой сектор аэропорта и производственная площадка ТОиР, будут модернизироваться и развиваться как минимум до 2028-2029 годов, чтобы избежать кризиса авиаперевозок при росте пассажиропотока.

«У нас появится стоп на инвестиции, только когда мы там построим. Потом идёт период адаптации. Если мы не будем расширять [существующий аэропорт], это крах», – пояснил в сентябре 2024 года заместитель министра транспорта РУз Жасурбек Чориев. Период адаптации и перевода рейсов займёт, по его оценкам, два-три года.

Дополнительно с 2017 года в столице Узбекистана ведётся строительство аэропорта «Ташкент-Восточный» на базе Лётно-испытательной станции бывшего Ташкентского авиазавода им. Чкалова (84-й авиазавод). Этот объект станет специализированным узлом для бизнес-авиации, VIP-персон и чартерных рейсов. Длина взлётно-посадочной полосы составляет 4000 метров, на ней уже закончены восстановительные работы. Терминалы рассчитаны на обслуживание до 100 пассажиров в час, перрон способен одновременно разместить до 23 самолётов, включая крупные типа В747.

Вопрос о переносе аэропорта с прилегающей к центральной части Ташкента территории за город обсуждается уже несколько десятилетий. Новое расположение позволит снять жёсткие ограничения пассажиропотока, вызванные плотной застройкой и шумовым воздействием на жилые районы. Это даст возможность для масштабного расширения и модернизации авиационной инфраструктуры, что невозможно реализовать в существующих условиях. Новый аэропорт не только обеспечит развитие крупнейшего города Средней Азии как авиационного хаба, но и станет катализатором комплексного развития транспортной системы и городской среды столицы.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...