На симпозиуме «Безопасность космических полётов» состоялось обсуждение проблематики сверхзвукового самолёта

Модель лёгкого сверхзвукового самолёта / Фото: © ЦАГИ

Разработка сверхзвукового воздушного транспорта представляет собой наиболее перспективную область исследований и разработок, требующую новых идей и технологий. Центральный аэрогидродинамический институт имени проф. Жуковского (ЦАГИ) является координатором консорциума научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Сверхзвук» и одним из ведущих институтов, работающих в этом направлении.

В состав центра входят ЦАГИ, ЦИАМ им. П.И. Баранова, МГУ им. М.В. Ломоносова, ГосНИИАС, ПФИЦ УрО РАН, ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, МАИ. Целю исследований, проводимых НЦМУ «Сверхзвук», ставится достижение качественно новых лётно-технических, экологических и акустических показателей сверхзвуковых пассажирских самолётов нового поколения за счёт решения фундаментальных научно-технических проблем сверхзвукового полёта, а также конкурентоспособности России на мировом уровне в области исследований в этой сфере.

XI международный научно-практический симпозиум «Безопасность космических полётов», который прошёл в Санкт-Петербурге с 12 по 15 июня, стал площадкой для обсуждения актуальных проблем и решений связанных с разработкой летательных аппаратов нового поколения. Ключевыми темами мероприятия стали проблемы создания высокоскоростного авиационно-космического транспорта нового поколения, силовые установки и суперкомпьютерное моделирование для космических программ.

Генеральный директор ЦАГИ, член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало открыл симпозиум пленарным заседанием и докладом на тему «Интеллектуальные алгоритмы управления безопасностью полётов аэрокосмической техники». В своём выступлении он рассказал об исследовательских направлениях института в сфере систем управления и безопасности полёта. Особенное внимание докладчика было уделено перспективам создания сверхзвукового пассажирского самолёта (СПС) нового поколения.

Фото © «Авиация России» / Модель сверхзвукового бизнес-джета ЦАГИ, МАКС-2017 / Архивное фото

Гендиректор ЦАГИ отметил актуальность и высокую необходимость использования интеллектуальных систем, которые обладают широким спектром функций и применяются в современных воздушных судах. Он подчеркнул, что такие системы помогают анализировать лётную ситуацию, мониторить состояние самолётных систем и повышать общую безопасность полётов благодаря методам искусственного интеллекта.

В рамках симпозиума прошла секция «Проблемы и решения по созданию высокоскоростного авиационно-космического транспорта нового поколения». На этой секции обсуждались темы концептуального проектирования, применения новых «умных» материалов, а также внедрения искусственного интеллекта для разработки СПС. Научный руководитель ФАУ «ЦАГИ», вице-президент РАН, академик РАН Сергей Чернышёв представил концепцию СПС нового поколения.

Он рассказал, что создание сверхзвукового пассажирского самолёта обеспечит не только связанность территорий России, но и удобство международных перелётов. «Вместе с тем работы по СПС стимулируют и развитие ключевых технологий в интересах авиакосмической индустрии. Это достижение высокой аэродинамической эффективности при одновременном снижении уровня звукового удара и шума на местности, внедрение изогридных конструкций планера из композиционных материалов, искусственный интеллект на борту, техническое зрение для визуализации закабинного пространства и другие направления», – сказал Сергей Чернышёв.

Участники консорциума НЦМУ «Сверхзвук»: ЦИАМ им. П.И. Баранова и МГУ им. М.В. Ломоносова изучают технологии обеспечения высокой топливной эффективности благодаря применению новой силовой установки, вопросы теплового баланса и комфорта в салоне воздушного судна. Отдельным вопросом является организация воздушного движения всей авиатранспортной системы, включающей СПС.

На секции также были представлены результаты исследований, выполненных ЦАГИ, ЦИАМ, МГУ, ПФИЦ УрО РАН и МАИ. Это проблемы формирования единого информационно-управляющего поля кабины высокоскоростного многоразового авиационно-космического транспорта нового поколения, синтез алгоритмов диагностики электромеханических систем с использованием машинного обучения для повышения безопасности авиакосмической техники (совместно с ИПУ РАН), исследование положительной синергетики на прочность конструкции от взаимодействия основных элементов планера перспективного пассажирского самолёта

НЦМУ «Сверхзвук» стремится достигнуть новых показателей в летно-технических, экологических и акустических характеристиках сверхзвуковых самолетов за счет решения фундаментальных научно-технических проблем. В состав центра входят ЦАГИ, ЦИАМ им. П.И. Баранова, МГУ им. М.В. Ломоносова и другие ведущие научные учреждения.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...