На Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол» продолжается подготовка к производству агрегатов самолёта МС-21. Сюда передано изготовление деталей дверей и подкилевого отсека, на предприятии выстраивается дублирующее производство, в котором будут задействованы штамповочное, механосборочное, металлургическое, кузнечно-прессовое, литейное и агрегатно-сборочное подразделения. В феврале 2025 года на «Соколе» начали устанавливать первый российский комплекс автоматической клепки. Это оборудование ускорит сборку, улучшит точность и снизит потребность в зарубежных технологиях.
Для монтажа клепального автомата был капитально отремонтирован участок агрегатно-сборочного цеха, подготовлен фундамент. Сейчас специалисты собирают трековую систему, которая обеспечит точное перемещение оборудования вдоль линии сборки. Завершить монтаж планируют к ноябрю 2025 года. Затем начнутся испытания и обучение сотрудников работе с новым комплексом.
Росавиация выдала ПАО «Яковлев» расширенный сертификат, разрешающий серийное производство МС-21. В документе теперь указан не только SSJ100, но и среднемагистральный лайнер. В перечень допустимых работ включили ключевые комплектующие: многофункциональный индикатор, интегрированную вычислительную систему и бортовой брандмауэр.
Комиссия ведомства помимо ИАЗ проверила предприятия кооперации – «АэроКомпозит» в Ульяновске и ОКБ «Аэрокосмические системы» в подмосковной Дубне. Подпись под расширенным сертификатом одобрения производственной организации № ФАВТ-И-11 поставил замруководителя Росавиации Андрей Добряков. На сегодня сертификаты производителей авиатехники имеют 80 российских компаний.
* * *
В цехе 205 Иркутского авиазавода завершилась сборка отсека Ф2 серийного самолёта з/н МС.0026. Отсек снят со стапеля общей сборки и передан в производство покрытий. Затем он отправится в цех 246 для сборки переднего полуфюзеляжа. Отсек Ф2 будет состыкован с отсеком Ф1, который уже собран в цехе 205. Следующая задача цеха 205 – завершение сборки отсеков Ф4 и Ф4А самолёта МС.0026.
Кроме того, в цехе 205 уже ведутся работы по самолёту с заводским номером МС.0027. В соответствии с данными неофициального реестра воздушных судов Russianplanes.net, это 14-й серийный самолёт МС-21-310. Идёт сборка секции ниши передней опоры шасси отсека Ф1 и проёмов дверей.
* * *
На ИАЗ ввели в эксплуатацию новый корпус для цеха станочной оснастки и отдела автоматизации. Площадь трёхэтажного здания составляет 12 811 м², здесь будут работать около 200 специалистов.
Строительство корпуса организовано в рамках проекта технического перевооружения агрегатно-сборочного производства по гражданской авиатехнике. По плану предусмотрены освобождение и реконструкция нескольких пролётов инженерного корпуса под проект МС-21.
Учтены все потребности подразделений, которые переедут до конца июля в новый корпус: просторные помещения, системы климат-контроля, грузоподъёмные конструкции и буфет. Передача помещений завершена на 99%.
* * *
Иркутский авиазавод включили в реестр инвестиционных проектов города. Цель – наладить к 2027 году ежегодный выпуск 36 самолётов МС-21 и проведения капремонта и модернизации военной авиатехники в установленные сроки и требуемого качества.
Планируется реконструкция корпусов, расширение складских площадей и обновление оборудования. Власти Иркутской области и авиазавод совместно решают вопросы транспорта, инфраструктуры и благоустройства территории. Срок реализации проекта – 2030 год.
* * *
На ИАЗ разработаны сверлильные машины с автоматической подачей (СМАП), полностью заменившие иностранные аналоги. Инструмент легче, компактнее и мощнее зарубежного, который перестал поставляться в 2022 году из-за антироссийских санкций. Главное преимущество «иазовских» СМАП – контролируемая подача смазочно-охлаждающей жидкости, что сокращает её расход. Детали для СМАП производят на самом заводе, включая кожух двигателя, напечатанный на 3D-принтере. Новые машины в три раза дешевле западных и уже готовы к работе на сборке МС-21.
* * *
В Ростехе прокомментировали едкую публикацию радиовещательной компании «Бритиш Броадкаст Корпорейшн» (Би-Би-Си) относительно российского авиастроения. Несмотря на санкции, программы МС-21 и SJ-100 выходят на финишную прямую, заявили в Госкорпорации. За три года заменено 80 систем и агрегатов, включая двигатели. Например, ПД-8 для «Суперджета» создали за шесть лет – вдвое быстрее зарубежных аналогов.
Серийные поставки самолётов начнутся в 2026 году, причём, и МС-21, и SJ-100, и Ил-114-300. Россия доказала, что способна развивать авиапром без зависимости от импорта и западных высоких технологий.
* * *
Глава Минпромторга Антон Алиханов заявил, что первые полёты полностью импортозамещённых МС-21 и SJ-100 состоятся в первой половине 2025 года. К марту 2025 года на Иркутском авиазаводе уже собраны 13 серийных МС-21. Девять планеров готовы к монтажу систем, четыре – на этапе агрегатной сборки. По SJ-100 в работе находятся 20 машин, десять из них близки к завершению.
Сейчас на ИАЗ находятся два опытных самолёта, которые готовят к началу заводских доводочных лётных испытаний, это борты 73055 и 73057. О готовности самолёта 73055 в частично импортозамещённом облике сообщалось в январе. Однако пока самолёт в небо не поднимался. По словам министра, полностью импортозамещённый борт 73057 может начать полёты в конце июня – начале июля текущего года.
* * *
В марте 2025 года в Жуковском опытный самолёт МС-21 с б/н 73054 выполнил два полёта. 11 марта борт взлетел в 9 часов 10 минут мск, посадка выполнена в 12:55. Продолжительность полёта составила 3 часа 45 минут. На следующий день взлёт был произведён в 7:32 и посадка – в 11:47. Продолжительность полёта – 4 часа 15 минут. Оба полёта выполнены для корректировки статистики банка данных аэродинамических характеристик (АДХ) МС-21.
Банк данных АДХ типа воздушного судна предназначен для различных целей, например, для оценки и прогнозирования аэродинамики самолёта без проведения лётных испытаний, экспериментов в аэродинамической трубе или численного моделирования. Точные аэродинамические характеристики необходимы при создании и совершенствовании законов и алгоритмов комплексной системы управления. Также он используется при разработке математической модели пространственного движения самолёта для пилотажного стенда и лётного тренажёра. Учитывая, что работа по модернизации МС-21 будет продолжаться в течение нескольких десятилетий, периодическое обновление банка данных АДХ всегда остаётся актуальным.