МС-21: дайджест за май-2024

Борт 73053, перелёт в Иркутск на хранение / Фото: © AndreyIKT, Irkutsk Spotters Team

Май месяц особенный в истории самолёта МС-21. Семь лет назад, 28 мая 2017 года, первая опытная машина (борт 73051) впервые поднялась в воздух. Продолжительность первого полёта составила всего 30 минут, он проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 км/час. План полёта включал проверку самолёта на устойчивость и управляемость, а также на управляемость двигателей. В соответствии с программой, в ходе полёта была выполнена имитация захода на посадку с последующим проходом над полосой, набором высоты и разворотом.

За семь лет лайнер прошёл всесторонние испытания. Прочность и ресурс крыла и конструкции самолёта в целом проверялись в ЦАГИ. Опытные лётные экземпляры выполнили в общей сложности более 1000 полётов, в которых проверялись агрегаты самолёта, программное обеспечение комплексной системы управления, работа противообледенительной системы, работа систем самолёта в условиях 45-градусных морозов, выполнялись испытания на сваливание, на уровень шума на местности и многое другое.

В конце декабря 2021 года самолёт получил базовый сертификат типа. Почему базовый? Начиная примерно с 2014-2015 годов бывшие партнёры корпорации «Иркут» стали сворачивать деловые отношения с Россией и, подчиняясь давлению из Вашингтона, ограничивали поставки комплектующих вплоть до полного разрыва отношений в 2022 году. Опытные самолёты с бортовыми номерами 73051, 73053 и 73054 были укомплектованы двигателями PW1400G, крылом из импортных композитов и импортной авионикой. Борт 73055 первым получил двигатели ПД-14, а самолёт 73361 (сейчас 73057), который планировался к поставке в «Аэрофлот», имел крыло из российских ПКМ, но импортные двигатели.

Поэтому было принято решение, выдать сертификат типа на машину в импортном облике, такими стали самолёты 73054 и 73056. Эти два лайнера имеют типовую конструкцию и соответствуют сертификату типа. В последующем самолёт 73054 перекрасили в ливрею авиакомпании «Россия» и он используется для корпоративных перевозок и в маркетинговых целях.

В дальнейшем предполагается выпуск одобрений главного изменения типовой конструкции, и такое ОГИ в конце 2022 года было выдано на самолёт с двигателем ПД-14 и крылом из российских композитов. Завершение сертификации версии лайнера, в котором будут только российские комплектующие ожидается в конце 2025 года.

* * *

30 мая опытный самолёт МС-21-300 б/н 73053 выполнил перелёт из Жуковского в Иркутск. Лайнер взлетел в 7 часов 2 минуты (ZIA) и приземлился на заводском аэродроме в 17:14 (UTC+8). Перед посадкой самолёт сделал проход над ВПП специально для заводчан, чтобы они полюбовались на своё детище, т.к. уже почти год МС-21 в небе Иркутска не было.

На Иркутском авиазаводе самолёт будет находиться на хранении. Этот опытный экземпляр был задействован в сертификационных лётных испытаниях МС-21 в импортном облике, а также выполнял полёты на проверку импортозамещённых элементов БРЭО и нового программного обеспечения авионики в целом. Эта машина окрашена в ливрею «Иркута» и она последняя, которую красили в Иркутске, все другие опытные самолёты для перекраски в корпоративную ливрею ОАК летали в Ульяновск на предприятие «Спектр-Авиа».

Перелёт борта 73053 в Иркутск на хранение говорит о том, что дальнейшая программа сертификационных испытаний на него не рассчитана. Сейчас на ИАЗ модификацию российскими комплектующими проходят два опытных самолёта: 73055 и 73057. До конца июня должен возобновить полёты 73055, а до 30 ноября – 73057. В ОАК и «Яковлеве» считают, что этих двух машин будет вполне достаточно для сертификации версии МС-21-310рус. Кроме того, в Жуковском остаются опытные 73051 с двигателями ПД-14, 73056 для наземных испытаний и борт 73054.

Также борт 73053, помимо «обкатки» ранее на нём отечественных компонентов БРЭО, косвенно послужит предстоящим полётам импортозамещённой версии. Источник «Авиации России» в Жуковском рассказал, что для дальнейших сертификационных полётов рабочие места операторов с оборудованием для испытаний будут демонтированы и установлены на борт 73057, изначально которых на нём не было, т.к. самолёт был серийным для коммерческой эксплуатации.

Кроме того, эта машина может послужить базой для создания грузовой модификации МС-21, но работа по этому проекту может начаться только после того, как к такому варианту проявят интерес авиакомпании, занимающиеся грузовыми перевозками.

* * *

23 мая в Жуковском в рамках лётных сертификационных испытаний борт 73051 выполнил посадку полностью в автоматическом режиме по категории IIIA ICAO. Ранее такие работы выполнялись на самолётах МС-21-300 с двигателями PW1400G, 73051 оснащён двигателями ПД-14, сейчас версия программного обеспечения системы автоматического управления адаптирована под российские двигатели в полном объёме. Автоматический режим посадки был задействован до касания взлётно-посадочной полосы. На борту находился экипаж в составе: лётчик-испытатель ПАО «Яковлев», Герой России Роман Таскаев и лётчик-испытатель ГосНИИГА Игорь Чернов, а также ведущие инженеры по лётным испытаниям Олег Березин и Павел Сокут.

Автоматическую посадку обеспечивают алгоритмы комплексной системы управления (КСУ) и системы автоматического управления (САУ) независимо от того, какое БРЭО установлено на самолёте, борт 73051 оснащён импортным БРЭО. В последующем, когда авионика будет заменена (на 73057), подобные испытательные полёты повторятся уже для сертификации российского комплекса БРЭО с российским программным обеспечением.

* * *

В Воронежской области будет организовано производство мотогондол для самолётов МС-21 и SJ-100, инвестиции в проект составят 10,5 миллиардов рублей. Об этом в своём ежегодном отчёте перед депутатами областной думы сообщил губернатор Александр Гусев.

Ранее Гусев также информировал, что в индустриальном парке «Масловский» в Левобережном районе Воронежа к 2026 году будет построен Центр по производству мотогондол. Ожидается создание более 500 рабочих мест, а для финансирования проекта привлекутся как государственные, так и внебюджетные инвестиции. Целью проекта является удовлетворение спроса на мотогондолы при увеличении объёмов выпуска этих двух типов самолётов: до конца 2030 года прогнозируется производство 142 «Суперджетов» и 270 самолётов МС-21.

* * *

В апреле этого года в ЦАГИ успешно завершились статические испытания вертикального оперения МС-21. Киль самолёта выполнен по российским технологиям из отечественных полимерных композиционных материалов. На первом этапе исследований учёные ЦАГИ провели начальный цикл ресурсных испытаний, во время которых имитировалось 10 тысяч полётов. Киль выдержал их без повреждений. Далее прошли исследования на статическую прочность, во время которых киль подвергался двум случаям нагружения: до эксплуатационного уровня и при нагрузках, в 1,5 раза выше расчётных.

Результаты исследований будут направлены в ПАО «Яковлев» для сертификационного заключения. На следующем этапе пройдут статические испытания горизонтального оперения, изготовленного из российских материалов, а также импортозамещённых полов, дверей, трапов, лобовых стёкол и стёкол иллюминаторов пассажирского салона самолёта.

* * *

Всего в мае опытные самолёты МС-21 выполнили три полёта: два – 73053, включая перелёт в Иркутск и один – 73051 на оценку новой версии КСУ-САУ с ПД-14 и посадкой в автоматическом режиме по категории IIIA ICAO.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (18 оценок, среднее: 4,89 из 5)
Загрузка...