МС-21 – дайджест за июль-2023

Фото: © «Авиация России»

26 июля 2023 года в Жуковском состоялось мероприятие, на котором был представлен новый бренд корпорации «Иркут» – Публичное акционерное общество «Яковлев». Перед началом презентации генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь рассказал, в связи с чем именно сейчас возникла необходимость проведения ребрендинга.

«Сегодня у нас знаковое во всех смыслах событие. В прошлом году мы закончили ребрендинг ОАК, посвятили этому значительное количество усилий. Все из вас видели наши новые фирменные цвета, наши логотипы. Сегодняшнее событие – это завершение оформления дивизионов», – сказал руководитель ОАК.

Юрий Слюсарь напомнил, что в структуру ОАК входит четыре дивизиона: оперативно-тактической авиации – ОКБ «Сухой» и РСК «МиГ», специальной авиации – ОКБ «Туполев», дивизион военно-транспортной авиации – ПАО «Ил» и дивизион гражданской авиации.

«Сегодня завершается оформление дивизиона гражданской авиации – это знаменитый, прославленный "Иркут". 8000 самолётов, десять предприятий в девяти городах, 20 тыс. человек, работающих в корпорации. И самое главное – это сплочённая, профессиональная, компетентная команда, которая способна проектировать, производить, сопровождать и обслуживать самые современные боевые и гражданские самолёты. Мы традиционно сильны в боевой авиации и теперь наша задача – с опорой на исторические традиции устремиться вперёд и сделать большее в гражданском самолётостроении. Такая задача перед нами поставлена», – сказал Слюсарь.

Гендиректор «Иркута», а теперь уже «Яковлева» Андрей Богинский пояснил, почему для ребрендинга было выбрано имя авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева. По его словам, в основе корпорации «Иркут» стоит Иркутский авиационный завод, вокруг московского представительства которого с 2002 года формируется корпорация. В 2004 году в состав «Иркута» было интегрировано ОКБ А.С. Яковлева, имеющее богатую, без малого столетнюю историю в отечественной авиации.

«Мы искали звучное имя, которое позволило бы отразить весь масштаб работы, которую мы выполняем. Имя, которое могло бы связать поколения людей, города, заводы в стремлении к единой цели. Цели всей жизни», – сказал Богинский, отсылая к названию хорошо известной автобиографической книге А.С. Яковлева – «Цель жизни. Записки авиаконструктора».

Датой рождения ОКБ Яковлева считается 12 мая 1927 года, хотя официально оно было создано спустя несколько лет. В этот день совершил первый полёт первый самолёт конструкции Александра Сергеевича Яковлева – АИР-1. В апреле 1931 года при заводе № 39 имени Менжинского была создана группа лёгкой авиации – КБ Осоавиахима, начальником которой был назначен Яковлев. В августе 1932-го группа получила свое первое помещение в небольшой части деревообделочного цеха филиала завода № 39. В её состав входили 13 конструкторов и пять рабочих.

В январе 1934 года группа была выделена в самостоятельную конструкторско-производственную единицу и получила название Конструкторско-производственное бюро с одновременным переходом из Осоавиахима в подчинение Спецавиатресту под эгидой Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжёлой промышленности СССР. В марте того же года КПБ было переведено на территорию филиала завода № 132 Спецавиатреста, представлявшего собой кроватную мастерскую. Здесь, на её основе создаётся Завод лёгких самолётов со штатом в 35 человек.

На начальном этапе деятельности КПБ мастерская продолжала выпускать железные кровати – «канадейки», и по воспоминаниям Яковлева, план по кроватям с них никто не снимал, в год кроватная мастерская изготавливала до 10 тысяч кроватей. Немного позже, после выхода статьи о молодом коллективе авиаконструкторов в газете «Правда», производство кроватей перенесли в другое помещение. Как пишет Яковлев в своей книге, «никто и предполагать не мог, что эта мастерская превратится в передовой авиационный завод с прекрасной, озеленённой территорией».

В июне 1935 года завод был преобразован в Государственный союзный завод № 115, а А.С. Яковлев назначен его директором и главным конструктором. Во время Великой Отечественной войны ОКБ-115 находилось в эвакуации в Новосибирске при заводе № 153. 30 апреля 1966 года ОКБ было присвоено наименование Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Скорость». После ухода Яковлева на пенсию в июле 1984 года ответственным руководителем ММЗ «Скорость» был назначен Александр Александрович Левинских. 14 июля 1990 года Совет Министров РСФСР присвоил ММЗ «Скорость» имя А.С. Яковлева.

Главный конструктор А.С. Яковлев (в центре) с коллективом ОКБ у здания конструкторского бюро опытного завода № 115 (ОКБ-115), 1945 год

В результате ребрендинга корпорации «Иркут» и завершения формирования дивизиона гражданской авиации ОАК Яковлев, два конструкторских бюро: условно КБ МС-21 и КБ-Superjet объединены в единую команду, которая будет заниматься как текущими, так и перспективными проектами пассажирской авиации. Мероприятия по смене названия корпорации должны были пройти в рамках авиасалона МАКС-2023. При этом отмена смотра отечественной авиатехники в этом году не стала причиной отмены презентации ребрендинга. Все процедуры по смене наименования корпорации планируется завершить в течение августа, сообщили в ОАК на мероприятии.

Фото: © «Авиация России»

Кроме того сменилось наименование у самолёта «Суперджет 100»: исключена одна буква S, означающая Sukhoi. Самолёт SSJ-New теперь называется SJ-100. Слово Sukhoi было исключено из названия воздушного судна ещё в ноябре 2018 года при передаче пакета акций ПАО «Гражданские самолёты Сухого» корпорации «Иркут».

* * *

Авиакомпания «Уральские авиалинии» подала заявку на приобретение 38 самолётов МС-21. Компания ожидает поставку воздушных судов в 2029-2030 годах, сообщил генеральный директор перевозчика Сергей Скуратов. Сейчас «Уральские авиалинии» эксплуатируют на условиях операционного лизинга 52 самолёта Airbus: 14 А321, 23 А320, четыре А319, три A320neo и восемь А321neo.

* * *

Объединённая двигателестроительная корпорация завершила подготовительные работы для строительства нового промышленного комплекса, который будет выпускать детали авиадвигателей для самолётов и вертолётов. Комплекс расположится на проспекте Будённого в Москве. На площади более 77 тысяч квадратных метров он объединит под одной крышей ПК «Салют», Центр аддитивных технологий и ММП имени Чернышёва, сотрудники которого в полном составе переедут на новую площадку, при этом будет открыт дополнительный набор специалистов. Всего в комплексе будут трудиться около 13 тысяч человек.

* * *

В индустриальном парке «Руднёво» (ОЭЗ «Технополис», Москва) планируется разместить производство компонентов отечественного пассажирского самолёта МС-21. Резидентами парка станут предприятия Федерального центра беспилотных авиационных систем и другие высокотехнологичные компании. Также планируется разместить здесь производство компонентов самолёта МС-21.

* * *

Из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на МС-21 будет выделено около 280 млрд рублей, рассказал министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью ТАСС. «Средства из ФНБ направляются на крупные технологические или инфраструктурные проекты. Это самолёто- и судостроение, трасса Москва - Казань (М12), Центральный транспортный узел, лизинг отечественных воздушных судов. То есть деньги из ФНБ идут на развитие экономики, на проекты, наиболее важные для технологической независимости страны», – сказал глава минфина, отвечая на вопрос журналиста о финансировании масштабных проектов из средств Фонда.

* * *

Стоимость самолёта МС-21 будет рассчитываться с применением демпфирующего механизма, заявил глава ОАК Юрий Слюсарь. Он также сообщил, что стоимость первых самолётов превысит экономические возможности авиакомпаний покупать их или брать в лизинг, но Минпромторг оказывает ОАК поддержку, что позволит компенсировать разницу между высокой ценой первых самолётов и ценой, которая приемлема для перевозчиков.

* * *

На Иркутском авиазаводе идёт модернизация самолёта МС-21-310 с бортовым номером 73055 по программе импортозамещения. На ИАЗ машина будет существенно обновлена: вместо иностранного оборудования установят отечественное. На самолёте демонтировано аварийно-спасательное оборудование, выполнена консервация и демонтаж двигателей ПД-14. Двигатели отправлены в пермское АО «Авиадвигатель» для выполнения комплекса доработок.

Может возникнуть вопрос, зачем на 73055 демонтировали двигатели и отправили в Пермь? Ведь недавно на нём были установлены новые двигатели ПД-14. Первый полёт после замены силовой установки самолёт выполнил 16 марта. Как рассказали нашему сайту в ЛИиДК ОКБ им. Яковлева, пока самолёт находится на модификации, пермские двигателисты решили воспользоваться паузой в полётах и выполнить некоторые доработки силовой установки.

Большой объём работ планируется провести на бортовой кабельной сети, она будет заменена. Будут доработаны самолётные системы, люки и двери, замененено пилотажно-навигационное, радиосвязное и светотехническое оборудование. Обновление ожидает систему энергоснабжения самолёта и программно-математическое обеспечение. Будут заменены вспомогательная силовая установка и комплексный встраиваемый стеллаж бортового оборудования. Работы, которые необходимо выполнить на самолёте, описывают более 150 документов.

Фото: © Иван Зубов / @aviachatchannel

В середине месяца прошёл перерегистрацию МС-21 с бортовым номером 73361. Новая регистрация – 73057. Ранее этот самолёт летал по программе сертификации крыла, изготовленного из российских полимерно-композиционных материалов. После замены части импортных комплектующих, эта машина уже не может считаться типовой и получила статус экспериментальной, вследствие чего была перерегистрирована. Самолёт выполнил три полёта: 8, 15 и 18 июля общей продолжительностью 9 ч 35 мин. Полёт 18 июля был перегоночным в Ульяновск, где самолёт будет окрашен в корпоративную ливрею ОАК. В первой половине августа борт 73057 вернётся в Иркутск.

В Жуковском на самолёте с бортовым номером 73053 было обновлено программное обеспечение. В августе ожидается возобновление его полётов на сертификацию по программе импортозамещения.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (12 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...