МС-21 — дайджест за август-2024

Фото © «Авиация России»

Иркутский авиационный завод отметил 24 августа 90-летний юбилей. За свою историю ИАЗ строил самолёты всех ведущих конструкторских бюро страны. В Иркутске выпускались машины Туполева, Ильюшина, Петлякова, Ермолаева, Яковлева, Микояна и Гуревича, Сухого, Бериева. Сейчас линейка завода представлена самолётами конструкторских коллективов ОКБ Яковлева и Сухого: МС-21, Як-130 и Су-30СМ/СМ2.

Главным подарком для работников авиазавода стала лётная программа. Перед тысячами заводчан и жителей Иркутска-2 в небе над Комсомольским парком состоялись демонстрационные полёты самолётов МС-21, Як-130 и Су-30СМ, которые пилотировали лётчики-испытатели «Яковлева», а также пилотажная группа «Русские Витязи». МС-21 был представлен бортом 73053, который в конце мая выполнил перелёт в Иркутск на хранение.

Накануне праздничных мероприятий генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский проконтролировал реализацию проектов инвестиционной программы ИАЗ на строящихся объектах агрегатно-сборочного и металлургического производств, ознакомился с реконструкцией очистных сооружений, а также осмотрел стройплощадку гаража спецтехники лётно-испытательного подразделения.

Главный строитель ИАЗ Артур Бектемиров отметил, что за последние семь лет введены в эксплуатацию несколько зданий общей площадью около 70 тысяч кв. м. Сегодня в разной степени реализации находятся ещё 12 объектов, завершается возведение нового корпуса «20/32» вдоль ВПП, идёт строительство гаража для спецтехники цеха 216 площадью почти 6 тысяч кв. м., реконструируются площади анодно-малярного цеха 234 в корпусе 142, на 70% выполнен капитальный ремонт очистных сооружений, готова проектно-сметная документация на строительство цеха механообработки крупногабаритных деталей МС-21, проект логистического центра второй очереди проходит техническую и экологическую экспертизы, выполнен ремонт фасадов основных производственных корпусов, полностью отремонтирована дорога от въездной зоны на территорию завода до цеха №216.

24 августа в цехе окончательной сборки Андрей Богинский и глава ОАК Юрий Слюсарь заслушали доклады и обсудили статус подготовки к лётным испытаниям двух опытных образцов МС-21 (б/н 73055 и 73057). Кроме того, Юрий Слюсарь и Андрей Богинский провели совещание, в ходе которого были рассмотрены вопросы подготовки серийного производства МС-21. Андрей Богинский рассказал журналистам, что мощности Иркутского авиазавода рассчитаны на выпуск 36 самолётов в год, первый контракт заключён на 18 самолётов, по ним идёт работа, от лизинговой компании получен аванс.

* * *

На ИАЗ завершена стыковка фюзеляжа десятого серийного комплекта самолёта МС-21. Работы производятся в цехе окончательной сборки. Фюзеляж очередного МС-21 был собран в цехе 246 агрегатно-сборочного производства по гражданской авиатехнике. На первом этапе выполнена стыковка переднего полуфюзеляжа из отсеков Ф1, Ф2 и Ф3, а также заднего – из отсеков Ф4, Ф4А и Ф5. Затем составные части будущего самолёта были перемещены на территорию корпуса окончательной сборки. Здесь сотрудники группы измерения и позиционирования выставили самолёт в линию горизонта и провели его сведение. Затем, после проверки ряда параметров, в том числе зазоров и соосности, начался процесс стыковки. На следующем этапе специалисты ИАЗ выполнили сведение консолей крыла с центропланом.

Параллельно с работой над десятым серийным самолётом МС-21, на ИАЗ продолжается сборка панелей для одиннадцатого лайнера. Планируется, что в сентябре состыкуют передний и задний полуфюзеляжи одиннадцатого комплекта, а в октябре выполнят его сведение.

* * *

В настоящее время в монтажно-испытательном цехе Иркутского авиационного завода находятся девять планеров МС-21 в различной степени готовности. Детали изготовлены для 16-й, 17-й и 18-й машин. Очередные комплекты пилонов для самолёта МС-21 и мотогондол для двигателей ПД-14, произведенные на ВАСО в середине августа отправлены на Иркутский авиазавод. В текущем году воронежские авиастроители планируют поставить 11 самолётокомплектов для МС-21.

В перечень поставляемых ВАСО агрегатов входят люки из полимерных композиционных материалов, обтекатели рельсов закрылков, пилоны, створки основной и передней опоры шасси, а также обтекатель «крыло-фюзеляж». Также предусмотрены композитные детали носовой и хвостовой частей вертикального и горизонтального оперения, трубопроводы и элементы топливной системы. Всего в производственной кооперации по программе серийного выпуска МС-21 участвуют более 20 тыс. предприятий и 56 основных поставщиков.

В Обнинске для лайнера изготавливают остекление кабины экипажа, в Балашихе – колёса и тормоза, в Ярославле – шины, из Минска поступают подшипники, из Санкт-Петербурга – топливная система. В Раменском производят блоки навигации и посадки, а также системы предупреждения столкновения в воздухе, в Москве – системы механизации крыла, в Казани – рули высоты, закрылки и интерьеры. Нижний Новогород готовит для МС-21 системы приводов управления полётом и оборудование для кондиционирования воздуха, Пермь поставляет двигатели ПД-14, Уфа – оборудование электроснабжения, Самара – агрегаты гидравлических систем и иллюминаторы, в Ульяновске – крыло и центроплан, аварийно-спасательные трапы и пульты управления, в Комсомольске-на-Амуре производят двери и люки. Окончательная сборка МС-21 осуществляется в Иркутске. Также в Иркутске формируется задел по серийным машинам.

* * *

Для установки пассажирских кресел в салоне самолёта крепёжные отверстия имеют дюймовый шаг. Отсюда расстояния между креслами принято указывать в дюймах. Начальник отдела эскизного проектирования Инженерного центра ПАО «Яковлев» Никита Шапиро рассказал в интервью «Известиям», что проектирование салона МС-21 велось с целью увеличить личное пространство для пассажиров, и тем самым снизить утомляемость от длительного полёта.

Шаг кресел для салонов в эконом-классе берется в пределах 29-32 дюйма или 73,7-81,3 см, в МС-21 шаг кресел закладывался в 32 дюйма. Человек ростом до 180 см будет сидеть в таком салоне, не упираясь коленками в спинку переднего кресла. При шаге кресел в 32 дюйма в МС-21 поместится 181 пассажир, при снижении шага до 29 дюймов в лоукостерах поместится до 211 человек. Сейчас сертификат типа на МС-21 допускает максимальное размещение в самолёте 171 пассажира и восемь членов экипажа.

По словам Никиты Шапиро, заложенные в конструкцию МС-21 решения обеспечивают гибкость компоновок и возможность адаптации пассажирского салона под требования конкретной авиакомпании. На коротких маршрутах допускается уменьшить размеры туалетных и кухонных модулей, для низкобюджетных перевозчиков, которые предлагают пассажирам только сэндвичи и воду либо питание вообще не предусмотрено, появляется возможность получить дополнительные места и сделать перевозки экономически более выгодными.

* * *

В Димитровграде на площадке Государственного научного центра Научно-исследовательского института атомных реакторов (АО «ГНЦ НИИАР») создаётся специализированный комплекс механической обработки полного технологического цикла для отечественного авиастроения. Предприятие будет изготавливать компоненты для крыла самолёта МС-21 по заказу компании «АэроКомпозит». Инициатива направлена на поддержку отечественного производства и увеличение доли российских комплектующих в авиационной отрасли. В рамках реализации первого этапа проекта в АО «ГНЦ НИИАР» уже поступило высокотехнологичное оборудование, ведётся ремонт помещений и проходит обучение сотрудников.

* * *

В августе 2024 года самолётами МС-21 было выполнено четыре полёта:

В Жуковском полётное задание экипажа борта 73051 заключалось в оценке работы противообледенительной системы крыла. Проверялся отбор горячего воздуха от двигателей, работа клапанов, температурный режим системы, влияние включенной системы на работу двигателей ПД-14. Источник сайта «Авиация России» в ЛИИ им. Громова пояснил, что «критичнее такие оценки делать именно в тёплую погоду, а летом и в облаках нередко бывает обледенение».

В Иркутске борт 73053 прошёл регламентные работы и 19 августа выполнил контрольный облёт. 22 августа последовал тренировочный полёт к юбилею ИАЗ, и 24 августа – участие в полётной программе перед зрителями над Комсомольским парком. Во время тренировочного полёта экипаж выполнил ранверсман: поворот на горке, когда самолёт набирает высоту с постоянным углом тангажа и меняет направление полёта без потери высоты. Манёвр применяется боевыми самолётами при атаке или контратаке.

© ТГ-канал «Воевода Вещает» (https://t.me/ZOV_Voevoda/19063)

Угол крена в высшей точке горки составил 110 градусов. Такие возможности МС-21 демонстрируют надёжность конструкции лайнера, совершенную аэродинамику и передовую систему управления. Для повышения тяговооружённости самолёт имел на борту груз только для центровки и не полностью был заправлен топливом.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (28 оценок, среднее: 4,39 из 5)
Загрузка...