Вертолёт Ка-62, получивший сертификат типа транспортной категории в ноябре 2021 года, изначально создавался с прицелом на международный рынок. Это предопределило широкое использование в его конструкции зарубежных агрегатов и систем: двигателей, трансмиссии, топливной системы и пилотажно-навигационного оборудования. Однако, учитывая текущую геополитическую обстановку, продолжение поставок зарубежных комплектующих для серийного производства и обслуживания вертолётов невозможно.
В связи с этим, для обеспечения технологической независимости, необходима замена импортных компонентов Ка-62 на российские аналоги. На данный момент активно ведутся работы по созданию отечественной трансмиссии АТВ-62 и двигателя ВК-1600В. Изготовлено девять комплектов опытных образцов трансмиссии для стендовых испытаний и испытаний в составе натурного стенда. Четыре опытных образца двигателя ВК-1600В проходят приёмо-сдаточные испытания. Также созданы два комплекта опытных образцов гибких тяг для резервной системы управления двигателями ВК-1600В и тормозом несущего винта. Проведена техническая проработка изменений конструкции вертолёта, связанных с заменой импортных комплектующих.
Несмотря на уже проделанную работу, Ка-62 пока сохраняет высокую степень импортозависимости. Для полного решения проблемы необходимо продолжить работы по импортозамещению агрегатов и систем вертолёта. С целью реализации этой задачи Минпромторг объявил конкурс на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (ОКР) для создания модификации вертолёта Ка-62 в импортозамещенном облике. Шифр ОКР «Ка-62/9». Начальная цена контракта, который будет подписан с исполнителем, составляет 3 289 199 690 ₽.
В рамках ОКР предстоит разработать, изготовить и установить на Ка-62 отечественные узлы, агрегаты, оборудование и системы, не уступающие по своим характеристикам импортным аналогам. В этот перечень входят: комплекс базового оборудования (КБО-62М), авариестойкая топливная система (АСТС), система очистки лобовых стёкол (СОЛС), агрегаты гидросистемы, система кондиционирования воздуха (СКВ), система управления общевертолётным оборудованием (СУОВО-С) и бортовая кабельная сеть.
Задачи ОКР включают в себя испытания трансмиссии АТВ-62 на натурном стенде, доработку опытного образца Ка-62 для первого полёта с трансмиссией АТВ-62 и двигателями ВК-1600В, а также сам первый полёт. Кроме того, необходимо разработать и изготовить импортозамещённые комплектующие, провести их квалификационные и стендовые испытания, дооборудовать опытный вертолёт и провести комплекс наземных и лётных предварительных испытаний.
Предполагается, что результаты ОКР подтвердят лётно-технические характеристики модификации Ка-62 в импортозамещённом облике и позволят приступить к дальнейшим сертификационным работам. Сроки выполнения ОКР охватывают период с момента подписания государственного контракта до декабря 2027 года и включают следующие этапы:
- Подготовка к первому полёту с трансмиссией АТВ-62 и двигателем ВК-1600В – до 1 декабря 2025 г.
- Стендовые испытания агрегатов вертолёта Ка-62 в импортозамещенном облике – до 2 декабря 2025 г.
- Подготовка и первый полёт – 1 ноября 2025 – 30 ноября 2026 г.
- Разработка комплектующих изделий в объёме 2026 года – 1 ноября 2025 – 1 декабря 2026 г.
- Стендовые испытания агрегатов вертолета Ка-62 в импортозамещённом облике – 1 ноября 2025 – 2 декабря 2026 г.
- Разработка комплектующих изделий для вертолета Ка-62 в объёме 2027 года – 1 ноября 2026 – 29 ноября 2027 г.
- Подготовка и проведение стендовых ресурсных и сертификационных испытаний агрегатов и систем вертолёта Ка-62 в импортозамещённом облике – 1 ноября 2026 – 1 декабря 2027 г.
- Дооборудование опытного образца вертолёта Ка-62 российскими комплектующими изделиями для проведения предварительных испытаний – 1 ноября 2026 – 2 декабря 2027 г.
- Проведение предварительных наземных и лётных испытаний опытного образца вертолёта Ка-62 в импортозамещённом облике – 1 ноября 2026 – 3 декабря 2027 г.
Завершение комплекса работ по импортозамещению позволит не только наладить серийное производство Ка-62, но и обеспечить его полноценное сопровождение в эксплуатации, что критически важно для поддержания лётной годности и безопасности вертолёта.