Лётчик-ас, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб

Иван Кожедуб возле Ла-5ФН (бортовой № 14), 1944 год

Иван Никитич Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка Глуховского уезда Черниговской губернии Украинской ССР, сейчас это Шосткинский район Сумской области Украины.

Трижды герой Советского Союза И.Н. Кожедуб

Иван был младшим – пятым ребёнком в семье, небольшого роста, но крепкого телосложения и здоровья. В школе Кожедуб занялся гимнастикой. В 13-летнем возрасте, подражая приехавшему в село цирковому силачу, он научился поднимать и выжимать одной рукой двухпудовую гирю.

Позднее, участвуя в многочисленных воздушных боях, Иван не раз убеждался, какое огромное значение для лётчика имеет физическая выносливость. Он писал:

«Резкие снижения с большой высоты на малую, минутные перегрузки, от которых порой темнеет в глазах, – все это легко переносит физически закаленный человек. Иногда в бою, выполняя каскад фигур, на мгновение теряешь сознание. Придешь в себя, сейчас же включаешься в боевую обстановку и снова действуешь на любой высоте, при любой скорости, в любом положении. Это умение выработалось у меня благодаря спортивной тренировке. Даже во фронтовой обстановке я старался найти время, чтобы сделать зарядку».

В 1934 году, заканчивая учебу в семилетней школе, Кожедуб пытался поступить учеником в духовой оркестр в воинскую часть в Шостке, но по малолетству не был принят. Тогда по совету отца, считавшего, что «ремесло не коромысло, плечи не вытянет», Иван поступил в вечернюю школу при фабрично-заводском училище. В своих мемуарах Кожедуб отмечал:

«В слякоть, в пургу, в мороз ходили ежедневно по семь километров до Шостки да по семь – обратно. Учиться было нелегко, особенно много приходилось заниматься русским языком: у нас в сельской школе занятия шли по-украински».
По совместительству с учебой Иван был назначен на первую в своей трудовой биографии должность – библиотекаря с зарплатой в 100 рублей. Днем работал, вечером учился».

В 1936 году Иван поступил в Шосткинский химико-технологический техникум и перебрался в Шостку, в студенческое общежитие. Однажды он увидел двух студентов третьего курса, одетых в новые военные гимнастерки и до блеска начищенные сапоги. Это вызвало удивление и интерес у Кожедуба. Оказалось, что они учатся в аэроклубе. Их примеру последовал и Иван. В своей книге «Верность Отчизне» Кожедуб так вспоминал это время:

«Совмещать учение в техникуме и в аэроклубе действительно оказалось нелегко. С девяти до трех шли занятия в техникуме, а с пяти – в аэроклубе. Но ни одной лекции в техникуме, ни одного занятия в аэроклубе я не пропустил. По-прежнему оформлял стенгазету в техникуме. На домашнюю подготовку оставались выходные дни, поздний вечер, раннее утро».

В аэроклубе Кожедуб освоил самолёт По-2, совершил несколько прыжков с парашютом. Зимой 1940 года студенту 4-го курса техникума пришёл вызов из лётного училища. Он прошёл строгую медкомиссию и в феврале был зачислен курсантом Чугуевского военного авиационного училища.

Иван Кожедуб в кабине истребителя Ла-5ФН

В марте 1941 года статус этого учебного заведения был снижен: училище переименовали в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, её выпускникам присваивалось воинское звание «сержант», а не «лейтенант», как раньше. Часть курсантов написала рапорты на отчисление. Кожедуб решил учиться дальше.

Курсанты осваивали самолёты УТ-2, УТИ-4 и боевые самолёты-истребители И-16. Руководство характеризовало Кожедуба как волевого, энергичного, решительного и инициативного курсанта, требовательного к себе и подчинённым, который настойчиво проводит свои решения в жизнь. Также, отмечалось, что он грамотно, уверенно летает и может передать другим свои знания.

После выпуска Кожедуб был оставлен в авиашколе в должности лётчика-инструктора. Поэтому, когда началась война, рапорт сержанта Кожедуба о направлении на фронт не был удовлетворён. Начальник авиашколы говорил рвавшимся в бой инструкторам: «Фронту нужны хорошо подготовленные лётчики. Стало быть, ваша задача – ещё скорее и лучше готовить курсантов».

Осенью 1941 года авиашкола была эвакуирована в Казахстан. Учебная эскадрилья, в которую входил Иван, размещалась в селе Манкент под Чимкентом. В феврале 1942 года в День Красной армии Кожедубу присвоили звание старшего сержанта. Тогда же он добился направления в действующую армию. В ноябре его вызвали в Москву на пункт сбора лётно-технического состава и зачислили в 240-й истребительный авиаполк.

Иван Кожедуб писал в своих мемуарах:

«Нам предстояло в наикратчайший срок изучить, а затем отлично освоить новые самолёты. Погрузились мы в занятия с головой. Старались сделать всё, чтобы мы как можно лучше знали самолёт – одноместный истребитель Ла-5 конструкции Героя Социалистического Труда Семена Алексеевича Лавочкина».

В марте 1943 года 240-й истребительный авиаполк в составе 4-го истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии генерал-лейтенанта С.А. Красовского прибыл на Воронежской фронт.

В одном из первых же вылетов Кожедуб чуть не погиб. Во время взлёта он потерял из виду своего ведущего младшего лейтенанта Ивана Михайловича Габуния. Увидел, что на аэродром летят бомбардировщики противника. Думая, что есть возможность отличиться и в первом же бою сбить врага, Кожедуб сам оказался под ударом немецкого истребителя. А после этого в его Ла-5 попало три снаряда своих зениток, защищавших аэродром. Чудом Иван спас свой самолёт и себя.

В июне 1943 года младший лейтенант Иван Кожедуб стал старшим лётчиком, затем командиром звена, в августе получил звание лейтенанта и был назначен командиром эскадрильи. Первым серьёзным испытанием для него стала Курская битва. Противник бросил на белгородско-курское направление отборные авиационные части. Для прикрытия наземных войск лётчики совершали по несколько вылетов в день.

6 июля 1943 года Иван сбил первый самолёт противника – бомбардировщик Ю-87. Через два дня он впервые возглавил вылет четвёрки истребителей. В воздухе их атаковали немецкие асы, возвращавшиеся со «свободной охоты». Иван Никитич вспоминал:

«…Пока противник доворачивал, я поймал ведущего в прицел на высоте 4000 метров. Жду, пока расстояние сократится до дистанции открытия огня, не сворачиваю. Огонь открываю первым. Длинной очередью сбиваю ведущего. Он перевернулся с отвесного пикирования, ударился о землю и взорвался».

В тот день Кожедуб ещё два раза поднимался в воздух и сбил ещё один самолёт противника. В июле и сентябре 1943 года за боевые отличия будущий советский ас был награждён орденами Красного Знамени. В боевой характеристике Кожедуба за 1943 год указывалось, что он «успешно выполнил 173 боевых задания, из которых: прикрытие своих войск на линии фронта – 64, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков – 88, на разведку войск противника – 13, патрулирование – 3, перехват самолётов противника – 5. Провел 52 воздушных боя, в которых лично сбил 25 самолётов противника (12 Ю-87, 11 Ме-109, 1 ФВ-190, 1 Хе-111). В воздушных боях показал себя смелым и решительным лётчиком и командиром, умело руководящим лётным составом вверенной ему эскадрильи в бою».

В феврале 1944 года Кожедубу за лично сбитые самолёты противника и за проявленный героизм в бою присвоено звание Героя Советского Союза.

Эскадрилья Кожедуба принимала участие в освобождении Харькова, в боях на Днепре и в освобождении правобережной Украины. Со своей шестёркой самолётов Иван Никитич воевал в небе Молдавии, прикрывал переправы через Южный Буг и плацдармы на правом берегу Днестра. К этому времени в его лётной книжке числились 32 личные воздушные победы.

Во второй половине апреля 1944 года немцы хотели ударом севернее Ясс отрезать наши войска, находившиеся между реками Прут и Серет. Завязались крупные воздушные бои, из которых советские лётчики вышли победителями. Среди сбитых оказались и немецкие асы на самолётах, размалеванных черепами, костями и прочими атрибутами психологического воздействия. Эта атрибутика часто была поводом для насмешек. Советские лётчики посмеивались, что противник заранее заготовил для себя черепа и кости.

Бои в районе Ясс продолжались и в мае 1944 года. В это время Кожедуб получил новый самолёт Ла-5ФН, построенный на личные сбережения 60-летнего пчеловода Василия Викторовича Конева из колхоза «Большевик» Сталинградской области. Машина носила имя односельчанина и однофамильца Конева – командира 21-го гвардейского истребительного авиаполка Героя Советского Союза гвардии подполковника Г.Н. Конева, погибшего в неравном воздушном бою в декабре 1942 года. На этом самолёте за семь дней напряжённых воздушных боёв в небе Румынии Кожедуб сбил восемь вражеских самолётов.

В июле 1944 года Ивана Никитича вызвали в Москву и назначили на должность заместителя командира 176-го истребительного авиационного полка, воевавшего в составе 1-го Белорусского фронта. Перед убытием в полк он прошёл переподготовку на новый самолёт Ла-7. Здесь же на подмосковном учебном аэродроме в День Воздушного флота СССР (18 августа) капитана Кожедуба застало известие о награждении второй Золотой Звездой.

Боевой путь в 176-м истребительном авиаполку Иван Никитич начал на берегах Вислы. Здесь он активно использовал полёты на «свободную охоту», то есть вёл активный поиск противника далеко в его тылу, за десятки километров от линии фронта. Вместе с другими опытными лётчиками полка «охотился» за вражескими самолётами, автомашинами, эшелонами, уничтожал живую силу и технику противника.

Во второй половине сентября сложная воздушная обстановка сложилась на 3-м Прибалтийском фронте. На один из участков фронта немцы перебросили опытных «охотников». Кожедубу было поручено возглавить группу из десяти лётчиков, чтобы очистить воздух от вражеских самолётов и обеспечить свободу действий нашей авиации.

Несколько дней группа «свободных охотников» уничтожала авиацию противника, создавая при этом преимущество в воздухе. В результате проведённых воздушных боев было сбито восемь самолётов противника, из них три – лично Кожедубом. У фашистских «охотников» пропало желание залетать на нашу территорию. Они стали уклоняться от боя и, по всему чувствовалось, были сильно деморализованы.

С середины января 1945 года Кожедуб в составе полка участвовал в Висло-Одерской операции. В боевой характеристике от 20 января отмечалось, что за весь период боевых действий он произвел 256 боевых вылетов, в проведённых воздушных боях лично сбил 48 самолётов противника.

«В воздушных боях смелый, решительный, мужественный командир. Как лётчик летает отлично, техника пилотирования отличная. Хорошо подготовлен к полётам по маршруту и в сложных метеоусловиях. …Много работает над изучением боевого опыта Отечественной войны и грамотно его передаёт подчиненному составу. Являясь заместителем командира полка, проявил себя грамотным командиром, умеющим правильно и своевременно организовать лётно-технический состав полка на выполнение поставленных задач командования», – значилось в личном деле.

В феврале 1945 года тяжелая борьба завязалась в небе над Одером. 12 февраля группа из шести самолётов под командованием Кожедуба невдалеке от линии фронта вступила в бой против 30 истребителей-бомбардировщиков Фоке-Вульв-190. В этом бою наши лётчики сбили восемь самолётов противника (Кожедуб – три), потеряв одного лётчика.

24 февраля, находясь на свободной охоте в паре с гвардии майором Д.С. Титоренко, Иван Никитич одним из первых в советской авиации сбил немецкий реактивный истребитель Messerschmitt Me-262. Об этих машинах лётчики полка знали ещё с осени 1944 года, когда одну из них зафиксировал кинофотопулемёт командира полка Героя Советского Союза гвардии полковника П.Ф. Чупикова.

Кожедуб вошёл в историю как искусный воздушный боец, который стремился первым атаковать противника и овладеть инициативой. Он разработал ряд новых приёмов и способов ведения воздушного боя. Всего за войну Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях. 18 августа 1945 года за совершенные подвиги И.Н. Кожедуб в третий раз удостоился звания Героя Советского Союза. С 1 октября он приступил к учебе в Военно-воздушной академии.

В академии ВВС среди слушателей. 1945 г.

Весной 1948 года в академии ВВС Кожедуб впервые сел за штурвал реактивного самолёта. В июне 1949 года после окончания академии Иван Никитич был назначен заместителем командира 31-й истребительной авиационной дивизии в Закавказский военный округ, но через месяц его перевели на должность помощника к бывшему комполка П.Ф. Чупикову, который теперь командовал 324-й истребительной авиационной дивизией, размещавшейся в подмосковной Кубинке.

В числе первых подполковник Кожедуб освоил реактивный истребитель МиГ-15, получив квалификацию военного лётчика 1-го класса. В декабре 1949 года Кожедуба назначили заместителем командира, а в ноябре 1950 года – командиром этой дивизии.

В это время в Корее уже шла война между Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Республикой Корея. С осени 1950 года советские лётчики-истребители, базировавшиеся на территории Северо-Восточного Китая, начали прикрывать города и объекты на территории КНДР от ковровых бомбардировок авиации США.

В марте 1951 года в Китай в состав 64-го истребительного корпуса прибыла 324-я истребительная авиадивизия гвардии подполковника И.Н. Кожедуба, куда уже входили 176-й гвардейский и 196-й истребительные авиационные полки. С 3 апреля её лётчики начали совершать боевые вылеты. Самому Ивану Никитичу участвовать в них было категорически запрещено.

Три трижды Героя Советского Союза: Александр Покрышкин, Георгий Жуков и Иван Кожедуб

12 апреля 1951 года над рекой Ялуцзян произошёл один из самых крупных воздушных боёв войны в Корее. На этой реке находились крупная гидроэлектростанция и мосты, по которым шло снабжение китайских народных добровольцев, воевавших на стороне северокорейцев.

В этот день в налёте участвовали 48 американских бомбардировщиков под прикрытием 42 истребителей. Для подавления ПВО выделялись дополнительно 36 истребителей-бомбардировщиков. Передовые радиолокационные посты советского 64-го истребительного авиакорпуса сумели заблаговременно засечь противника. На перехват поднялись 44 истребителя 176-го гвардейского и 196-го авиаполков.

В историю войны в Корее и американской военной авиации этот день вошёл под названием «чёрный четверг». По советским источникам, американские ВВС 12 апреля потеряли до 12 бомбардировщиков и шесть истребителей. Всего с апреля 1951-го по февраль 1952 года лётчики 324-й истребительной авиационной дивизии сбили 200 самолётов всех типов. В боях дивизия потеряла десять лётчиков и 29 самолётов. За мужество 143 военнослужащих дивизии были награждены орденами и медалями.

Кожедуб, осуществлявший оперативное руководство дивизией, участвовавший в подготовке лётных кадров и перевооружении ВВС Китайской Народной Республики и КНДР был награждён орденом Красного Знамени и медалью КНР «Китайско-советская дружба».

В феврале дивизия вернулась в СССР и была размещена в Калужской области. В августе 1953 года Кожедубу присвоили звание генерал-майора авиации. В 1955 году он поступил в Высшую военную академию им. К.Е. Ворошилова. После окончания академии Кожедуб занимал высокие командные должности в советской военной авиации.

В ноябре 1956 года его назначили заместителем начальника Управления боевой подготовки ВВС, через полтора года – первым заместителем командующего 76-й воздушной армией в Ленинградском военном округе.

В январе 1964 года генерал-лейтенант авиации И.Н. Кожедуб стал первым заместителем командующего авиацией Московского военного округа. В 1971 году генерал-полковник авиации Кожедуб был назначен первым заместителем начальника боевой подготовки ВВС. С 1978 года он – в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Иван Никитич до 1969 года регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолётов. Последние полёты он совершил на МиГ-21. В 1985 году Кожедубу присвоено звание маршала авиации. Трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб был награжден двумя орденами Ленина, семью – Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» СССР 2-й и 3-й степеней и медалями, а также иностранными орденами и медалями.

Маршал авиации И.Н. Кожедуб у своего Ла-7 в Монинском музее ВВС

Умер Иван Никитич 8 августа 1991 года от сердечного приступа на своей даче в посёлке Монино Московской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Именем Кожедуба названы улицы в Москве и других городах России и Украины. Его имя носит 237-й гвардейский центр показа авиационной техники имени ВВС России. На родине Героя в Ображеевке был установлен его бюст, действовал музей. Другой бюст находится в Центральном музее Великой Отечественной войны в Москве.

Мемориальная доска И.Н. Кожедубу установлена на доме в Сивцевом Вражке в Москве, где он жил в последние годы. Его самолёт Ла-7 экспонируется в Центральном музее ВВС в Монино.

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом военной истории ВАГШ ВС РФ

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...