Крылатая сверхзвуковая ракета Х-20

Фото: лицензия Creative Commons

Первая отечественная крылатая ракета воздушного базирования стратегического назначения класса «воздух-земля» Х-20 системы К-20 предназначена для поражения радиолокационно-контрастных целей. Разработка велась в ОКБ-155 А. И. Микояна, главным конструктором крылатой ракеты был назначен Михаил Гуревич.

Начало работ по X-20 было инициировано Постановлением Совмина СССР от 11 марта 1954 года. Главная задача, которая ставилась перед разработчиками – создать стратегический носитель термоядерного заряда, способного поражать цели на территории США, не входя в зону действия их ПВО.

В 1957 году было построено три опытных экземпляра: Х-20/1 – отправлена на испытания 9 января, Х-20/2 – 5 августа и Х-20/3 – 4 декабря 1957 г. На заводе №256 для испытаний построено ещё 17 экземпляров, в т.ч. восемь Х-20М. Первый пуск выполнен 17 марта 1958 года, но он оказался неудачным, а дальность и точность не оправдали ожиданий. Отчасти это произошло из-за того, что вес боеголовки и системы наведения превысил проектные пределы. Государственные испытания проходили с 15 октября 1958 г. по 1 ноября 1959 г. и состояли из 16 пусков, 11 из которых были признаны успешными, хотя точность всё ещё оставляла желать лучшего.

КР Х-20 поступила на вооружение в 1960 году. Серийный вариант, получивший обозначение Х-20М, отличался модернизированной ядерной боеголовкой. Изначально арсенал состоял из двух Х-20, устанавливаемых на Ту-95К, что составило 130 ракет примерно на 40 Ту-95К и 25 КР – на Ту-95КД. Позже это количество было сокращено до одной ракеты на самолёт-носитель.

Установка КР Х-20М на самолёт-носитель. Фото: лицензия Creative Commons

Ракета Х-20 представляла собой беспилотный самолёт-снаряд со стреловидным крылом и оперением. При создании изделия широко использовались конструктивные решения МиГ-19 и опытного перехватчика И-7У. На X-20M устанавливался короткоресурсный ТРД АЛ-7ФК с тягой 6500 кгс, на форсаже – 9200 кгс, с лобовым автоматически регулируемым воздухозаборником с подвижным конусом.

На базе ракеты Х-20 разработана мишень М-20. В 1963 году проводились испытания по использованию тяги двигателя ракеты Х-20М для манёвра самолёта-носителя, в качестве которых применялись Ту-95К, Ту-95КМ и Ту-95КД.

Длина ракеты составляла 14,96 м. Размах крыла – 9,04 м. Стартовый вес – 11000 кг. Масса боевой части – 2300 кг, мощность специальной БЧ – 3 килотонны. Высота пуска ракеты – до 15000 м. Дальность стрельбы – 350-800 км. Скорость полёта – 1850 км/ч.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...