Конкурентные преимущества МС-21 — ориентированность на пассажира

Конкуренцию дуополии А и Б можно составить, если учитывать и реализовывать все доступные возможности, чтобы улучшить не только технические и аэродинамические характеристики самолёта, но и его экономическую привлекательность. Для новых самолётов есть термин «пассажироориентированность» — комплекс мероприятий и технических решений, которые делают пребывание пассажира на борту самолёта максимально комфортным.

Проблема дискомфорта во время перелётов — один из серьёзных факторов, сдерживающих развитие авиаперевозок. Пассажироориентированности можно добиться совокупностью нескольких технических решений:

 
  • визуальным увеличением внутреннего пространства самолета, используются светлые тона, округлые линии, большие иллюминаторы;
  • скрытием или избавлением от элементов, создающих ощущение неестественности обстановки, это рычаги закрытия дверей, круглые иллюминаторы, непривычные вентиляционные отверстия;
  • избавлением от специфических, «самолётных» запахов для создания ощущения естественности среды, как можно более привычной для пассажира;
  • понижением уровня шума в салоне, особенно на взлёте;
  • понижением уровня ощутимого в салоне шума при работе механизации крыла, выпуске шасси, изменений в режиме работы двигателей;
  • увеличением внутреннего объёма самолёта за счёт бóльшего размера его фюзеляжа.

Самолёт МС-21 отвечает этим требованиям. Рассмотрим последнее из них — увеличение внутреннего пространства пассажирского салона.

При определении размера фюзеляжа конструкторы исходили из антропометрических параметров среднего человека, удобства при входе/выходе, комфорта в полёте, а также обеспечения требуемого уровня безопасности в случае нештатных ситуаций. Для среднемагистральных узкофюзеляжных пассажирских самолётов принята компоновка пассажирского салона эконом-класса по схеме расположения кресел в ряду 3+3 — по три кресла с каждой стороны от центрального прохода. Исходя из такой компоновки минимальный диаметр фюзеляжа можно рассчитать по формуле:

Dфюз = DIMкр + DIMпр + 2 × DIMзаз + 2 × DIMст, где:

  • Dфюз — диаметр фюзеляжа;
  • DIMкр — ширина всех шести пассажирских кресел в классе «эконом»;
  • DIMпр — ширина центрального прохода;
  • DIMзаз — величина зазора между креслом и стенкой фюзеляжа;
  • DIMст — толщина конструкции стенки фюзеляжа вместе с теплоизоляцией и отделкой.

Ширина кресел на среднемагистральных самолётах лежит в диапазоне от 43,2 до 46,4 см.

Например, наиболее узкие кресла установлены в самолётах Airbus A319 и Airbus A320 испанской авиакомпании Iberia: их минимальная ширина всего 43,18 см. Минимальная ширина кресла — на самолёте B737–800 британской авиакомпании Thomson Airlines — 43,68 см.

Максимальная ширина может достигать почти полуметра. Например, в среднемагистральных пассажирских самолётах авиакомпании «Аэрофлот» ширина кресел «комфорт» в салоне эконом-класса, составляет 49 см.


Проход между креслами должен позволять осуществлять посадку и высадку пассажиров как в обычной, так и в аварийной ситуации. Ширина прохода эконом-класса на среднемагистральных самолётах варьируется от 48 см до 56 см. В соответствии с авиационными правилами, ширина продольного прохода между креслами должна быть не меньше 38,1 см на высоте от пола 63,5 см и более. Тем самым минимальный размер шести кресел с одним проходом теоретически может быть 6 × 0,43 + 0,381 = 2,961 м.

Чтобы получить минимальный диаметр фюзеляжа, к этой величине необходимо добавить толщину силового набора с обшивкой, толщину внутреннего интерьера салона самолёта, а также зазоры между крайними креслами и интерьером. В среднем на современных самолётах сумма всех этих величин составляет около 25 см. Тем самым минимальный диаметр фюзеляжа среднемагистрального самолёта с компоновкой кресел 3+3 может быть в районе 3,21 м.

Реальные среднемагистральные самолёты имеют больший диаметр фюзеляжа: от 3,8 до 4,06 м. Вот некоторые параметры основных представителей этого класса лайнеров:

Параметр ТХ Ту-204-300 МС-21-300 Airbus A320 Boeing 737-800
Диаметр фюзеляжа, м 3,80 4,06 3,95 3,80
Диаметр салона, м 3,57 3,81 3,70 3,54
Ширина прохода, м 0,46 0,56 0,48 0,50
Количество пассажиров в одноклассной компоновке, чел. 142-156 183-211 164-186 175-184
Максимальный взлётный вес, т 107,5 79,25 78,0 79,016
Дальность полёта с максимальным запасом топлива, км 7 500 6 000 6 112 5 436

С экономической точки зрения преимущества имеет фюзеляж с меньшим диаметром. Чем меньше диаметр, тем меньше лобовое сопротивление самолёта, соответственно, меньше расход топлива, а, следовательно, больше его максимальная дальность полёта. Однако в последнее время существенно повысились требования к комфорту пассажиров. Многие авиакомпании стараются привлекать больше пассажиров за счёт предоставления более комфортных условий полёта на борту своих воздушных судов, а добиться этого можно, в том числе, за счёт увеличенных размеров кресел и большим расстоянием между рядами кресел. Это позволяет людям легче переносить многочасовые перелёты, увеличенное личное пространство значительно снижает утомляемость от 4-5 часового полёта. Примером могут служить те же кресла класса «комфорт» у «Аэрофлота». Для установки более просторных кресел нужен более широкий салон, и, соответственно, бóльший диаметр фюзеляжа.

Ещё один из важных показателей комфорта пассажирской кабины — это ширина пассажирского кресла. Стандартная ширина кресел в экономическом классе МС-21 составляет 45 см. Для сравнения: ширина кресел у Boeing 787 равна 42,5 см, у Airbus A350 XWB — 45 см. Ширина проходов в салонах этих самолётов — 45 см, но это двухпроходные широкофюзеляжные лайнеры. Благодаря просторному проходу между креслами пассажиры могут свободно перемещаться по салону при посадке и выходе из самолёта, а также во время сервисного обслуживания в полёте. Действительно, ширина прохода в 56,25 см в МС-21 позволяет пассажиру спокойно разминуться со стандартной тележкой бортпроводника, а также разойтись двум пассажирам в полёте и во время посадки и высадки.

Авиастроительные корпорации Boeing и Airbus в настоящее время располагают двумя самыми распространёнными семействами узкофюзеляжных самолётов — B737 и A320. Свой первый полёт эти лайнеры выполнили с промежутком в 20 лет: в 1967 году поднялся в небо В737-й, и в 1987-м — A320-й. Тенденция на предоставление большего комфорта пассажирам уже в середине 80-х была требованием времени и выживаемости в соперничестве двух авиастроительных гигантов: диаметр фюзеляжа А320 превосходит Boeing 737 на 15 см. МС‑21 появился через 30 лет после А320, свой первый полёт российский лайнер совершил в 2017 году. У него самый большой диаметр фюзеляжа среди среднемагистральных пассажирских самолётов — 4,06 м, это на 11 см больше, чем у А320 и на 26 см больше B737. А улучшенный микроклимат в салоне, в дополнение к увеличенному личному пространству, обеспечивает комфорт в узкофюзеляжном МС-21 на уровне широкофюзеляжных лайнеров.

Бóльший диаметр фюзеляжа также позволяет увеличить размеры багажных полок и грузовых отсеков воздушного судна, что также даёт дополнительные удобства. Багажные полки вмещают больше ручной клади стандартного размера. Также на них может быть размещена объёмная ручная кладь, в том числе колёсные сумки размером 60,9 × 45,7 × 25,4 см и удлинённые предметы. Поворотные багажные полки МС‑21 позволяют пассажиру легко и быстро разместить ручную кладь. Причём, конструкция полки также увеличивает личное пространство над головой пассажира.

Лайнер с увеличенной шириной прохода, кроме предоставления комфортных условий в полёте, также может быть интересен низкобюджетным перевозчикам и с точки зрения сокращения затрат на его подготовку к обратному вылету из промежуточного аэропорта. Широкий центральный проход и багажные полки поворотного типа позволяют быстро произвести посадку и высадку пассажиров и уменьшить время оборота самолёта в аэропорту на 6-8 минут. Например, лоукостер «Победа» в некоторых аэропортах оборачивает свои самолёты за 20 минут. При этом для посадки/высадки пассажиров используются выходы как в носовой, так и в хвостовой части лайнера одновременно.

По данным Boeing, в 2018 году «Победа» благодаря очень короткому времени оборачиваемости стала одним из мировых лидеров по среднесуточному налёту на одно воздушное судно. Чем больше летает самолёт, тем ниже себестоимость перевозки пассажиров, и тем больше билетов по минимальному тарифу авиакомпания может позволить себе продать. В этой связи конструкция пассажирского салона МС-21 и туалетных кабин даёт возможность максимально ускорить высадку пассажиров, уборку самолёта и в кратчайшее время подготовить его к повторному вылету. Испытания с пассажирами-статистами на макете салона МС-21 показали, что время разворота самолёта для очередного рейса можно сократить примерно на 20%, за счёт этого у перевозчика появляется дополнительная возможность стабилизировать стоимость билетов.

Источники:

Андрей Величко,
для сайта «Авиация России»



Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...