Когда опыт недостаточен: зачем нужна обязательная подготовка пилотов и дополнительная сертификация самолётов

Аэропорт Лукла, Непал / Фото: лицензия Creative Commons

Пилоты обязаны проходить специализированную подготовку для выполнения посадок в аэропортах с особыми условиями: сложная география, нестабильная и ветреная погода, короткие взлётно-посадочные полосы, городская застройка. Аэропорты, такие как имени Тенцинга и Хиллари в городе Лукла в Непале и Мадейра в Португалии, относятся к категории C, что означает, что для их эксплуатации необходимы специальные навыки и техника пилотирования, которые требуют от лётчиков высокой точности и быстрой реакции на внезапно меняющиеся условия захода на посадку.

Лукла представляет собой один из самых сложных аэропортов, где расположенная в горах на высоте 2860 м взлётная полоса имеет длину всего 527 метров и заканчивается обрывом. Это создает необходимость для пилотов строгого соблюдения техники приземления. Аэропорт Мадейра известен сильными боковыми ветрами, что требует от экипажей самолётов умения, опыта и навыков быстро реагировать на изменяющиеся условия и корректировать свои действия на этапе посадки.

Подготовка к полётам в таких условиях включает тренировки на специализированных тренажёрах, которые эмулируют сложные заходы на посадку и возможные аварийные ситуации. Использование подобных тренажёров позволяет пилотам отрабатывать свои навыки в безопасной обстановке, что снижает риск инцидентов в реальных условиях.

Необходимость такой подготовки подчёркивает случай с рейсом 3491 авиакомпании Alaska Airlines / SkyWest. 12 августа 2024 года на подлёте к аэропорту Джексон-Хоул, штат Вайоминг, США пилот сообщил, что не может приземлиться из-за отсутствия у него сертификата на посадку в Джексоне.

«Мне действительно жаль, но из-за того, что у меня нет надлежащей квалификации для посадки в Джексон-Хоул, нам нужно отклониться в Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Мы будем держать вас в курсе следующих шагов», – сообщил пилот пассажирам по внутренней связи.

Аэропорт в городе Джексон-Хоул / Фото: лицензия Creative Commons

Аэропорт Джексон-Хоул находится на высоте почти 1980 м над уровнем моря, заход на посадку здесь сложный из-за частых нисходящих потоков и порывов ветра в сочетании с короткой взлётно-посадочной полосой – 1920 м. Embraer E175 направился в Солт-Лейк-Сити, где благополучно приземлился. Затем другой пилот, имеющий соответствующую квалификацию, выполнил перелёт в Джексон-Хоул. Задержка прибытия рейса составила более трёх часов.

28 декабря 2023 года при заходе на посадку на аэродроме посёлка Зырянка в Якутии самолёт Ан-24 (RA-47821) авиакомпании «Полярные авиалинии» сел на лёд речной косы правее взлётно-посадочной полосы. На борту находилось 34 человека, из них двое детей и четыре члена экипажа. Пострадавших не было, но в Росавиации расценили посадку Ан-24 на замёрзшую Колыму как серьёзный авиационный инцидент.

Световой день в конце декабря в Зырянке длится всего чуть более трёх часов: 28 декабря 2023 восход – в 11:23, заход – в 14:32, продолжительность светового дня составляет всего 3 ч. 9 мин, и самолёт заходил на посадку в тёмное время суток. Поэтому вполне вероятно, что лётчики промахнулись в темноте и сели на косу правее полосы.

Проверка, проведённая Якутской транспортной прокуратурой, выявила, что ответственность за это авиационное происшествие несёт командир воздушного судна, в апреле 2024 года он был уволен из авиакомпании «Полярные авиалинии», а лётному составу для предотвращения подобных ошибок в будущем были назначены дополнительные учебные занятия по пилотированию.

SSJ 100 получил сертификат EASA для эксплуатации на узких ВПП

Однако иногда и к самолётам предъявляются повышенные требования, чтобы они могли технически совершить посадку в аэропортах со сложными условиями подхода и короткими ВПП.

В 1987 году в лондонском районе Доклендс был открыт новый городской аэропорт London City, ставший пятым международным аэропортом британской столицы. Это наименьший по размеру лондонский аэропорт, он расположен в самом городе – всего в девяти километрах к западу от Тауэр Бридж, рядом с «Ареной O2» и жилыми и офисными небоскрёбами. Расположение аэропорта оказалось очень удобным, так как не требует долгого пути до города. Однако близость высотных зданий привела к необходимости многочисленных ограничений для взлётов и посадок. Например, угол глиссады здесь составляет 5,5°, что гораздо круче стандартных 3°, а длина ВПП только 1 508 м при ширине 30 м.

Чтобы авиакомпании могли летать в этот аэропорт от пилотов требуется умение выполнять подход и снижение по крутой траектории. Но кроме того, все самолёты, выполняющие сюда полёты должны быть сертифицированы для посадок на коротких и узких ВПП, а также оборудованы аэродинамическими законцовками – винглетами, шарклетами или сайберлетами. Так как аэропорт находится практически в центре Лондона, спутный след – воздушные вихри, сходящие с конца крыла – хоть и крайне редко, но могут повредить черепицу крыш близко расположенных строений. Винглеты уменьшают силу вихрей, черепица с крыш не слетает, а аэропорт не несёт дополнительных расходов на ремонт, отсюда и такие требования.

Подробно с этим можно ознакомиться на сайте London City Airport. Для посетителей из России вход заблокирован, но даже через VPN по прямой ссылке (https://www.londoncityairport.com/corporate/environment/wake-turbulence) страница Wake Turbulence не открывается. Вот её скриншот:

Разрешение самолётам SSJ100, которые в середине 2010-х годов эксплуатировала ирландская авиакомпания CityJet, летать в городской аэропорт Лондона привели к необходимости проведения новых испытаний и получения дополнений к сертификату типа. Среди модификаций, вводимых на SSJ100 для обеспечения его эксплуатации в аэропорту Лондон-Сити, помимо изменений в программном обеспечении и доработок тормозных систем, были разработаны новые законцовки крыла – сайберлеты, подтверждено выполнение посадки по глиссаде 5,5° на ВПП длиной не более 1500 м.

Зачем Суперджету нужны горизонтальные законцовки крыла — сайберлеты

В июне 2014 года Авиарегистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) подтвердил возможность эксплуатации самолёта Superjet 100 на узких взлётно-посадочных полосах шириной 30 метров. Два года спустя по заявке CityJet EASA валидировала российское дополнение к сертификату. Помимо London City, ВПП шириной около 30 метров обладает ряд других европейских аэропортов, в том числе, Southern Airport (Великобритания) и аэропорт Флоренции в Италии.

Приведённые примеры с посадкой в Зырянке и отказом от приземления в Джексоне показывают, насколько важно специальное обучение для стабильности и безопасности выполнения полётов в условиях, выходящих за рамки стандартных операций. Даже опытные пилоты могут столкнуться с трудностями, если не прошли дополнительную специализированную подготовку для работы в специфических аэропортах. Но и сами такие аэропорты предъявляют повышенные требования к воздушным судам, чтобы обеспечить безаварийность полётов и комфорт для пассажиров.

Артём Кириллов
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...