Эффективность боевого применения МиГ-23Б при использовании бортовой аналоговой вычислительной техники была недостаточно высокой, а ОКБ А.И. Микояна в начале 70-х годов уже был получен положительный опыт работы с бортовыми цифровыми вычислительными машинами на самолетах-разведчиках МиГ-25Р.
МиГ-23БН был промежуточным решением, мало удовлетворявшим и создателей, и заказчика. Военные предъявляли требования к повышению боевой эффективности самолета, уступавшего аналогичному по назначению Су-17 как по боевой нагрузке и ассортименту средств поражения, так и по ряду летно-технических характеристик, включая взлетно-посадочные качества и простоту пилотирования. Машина нуждалась в качественном улучшении, тем более что для проведения модернизации конструкторы имели ряд продуманных предложений.
На следующей модификации истребителя-бомбардировщика для советских ВВС решено было использовать новый прицельно-навигационный комплекс на основе БЦВМ. Такая модификация получила первоначально название МиГ-23БМ (32-25). Ее основными отличиями от самолетов МиГ-23Б и МиГ-23БН стали:
- внедрение прицельно-навигационного комплекса ПрНК-23 на базе БЦВМ «Орбита-10», включавшего лазерный дальномер «Фон» и визирную головку С-17ВГ;
- навигационного комплекса КН-23, системы автоматического управления САУ-23Б-1;
- установка двигателя Р29Б-300 тягой 11500 кгс и нерегулируемых воздухозаборников;
- применение кардинально нового типа встроенной пушки — шестиствольной ГШ-6-30 калибра 30 мм, обеспечивающей высокую скорострельность и большой секундный залп;
- на внешних точках подвески могли закрепляться два контейнера СППУ-22 с подвижными в вертикальной плоскости стволами пушек ГШ-23 калибра 23 мм;
- увеличение до 4 тонн максимальной бомбовой нагрузки;
- возможность использования трех ПТБ.
Опытный экземпляр самолета МиГ-23БМ (32-25/1, бортовой номер 351) был переоборудован из одного из серийных МиГ-23Б с двигателем АЛ-21Ф-3 и поднят в первый полет 17 ноября 1972 г летчиком-испытателем Валерием Меницким, а со следующего года начался серийный выпуск истребителей-бомбардировщиков с двигателем Р29Б-300 на авиационном заводе в Иркутске.
После завершения всей программы испытаний в феврале 1975 года самолет был принят на вооружение под названием МиГ-27. В 1973-1977 годах в Иркутске было построено 360 истребителей-бомбардировщиков МиГ-27.
Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»