Самолёт МС-21 – это современный узкофюзеляжный лайнер нового поколения, одним из ключевых технологических новшеств которого стала система электроснабжения (СЭС), разработанная по программе импортозамещения российскими специалистами. Первым отечественную СЭС получил борт 73051 — это первый опытный самолёт МС-21 и он же первый, на котором в 2022-2023 годах была полностью заменена кабельная сеть. Сейчас этот борт проходит в ЛИиДК ПАО «Яковлев» в Жуковском наземные испытания на молниезащиту, в ходе которых специализированное оборудование регистрирует параметры наведённого электричества в кабельной сети самолёта.
Российскую СЭС получили ещё два опытных МС-21 – это борты 73055 и 73057. Первый проходит лётные испытания в Подмосковье, второй специалисты Иркутского авиазавода готовят к передаче на Лётно-испытательную стацию ИАЗ для возобновления полётов. Именно борт 73057 (МС.0013) получил отечественную СЭС в окончательном облике, со всеми импортозамещёнными компонентами системы генерации электроэнергии.
Разработка системы электроснабжения МС-21-300 изначально велась с участием зарубежных поставщиков, но с введением санкций работа была полностью передана российской компании ОКБ «Аэрокосмические системы» (входит в корпорацию «Промтех»). Новую систему пришлось создавать полностью с нуля, были проведены квалификационные испытания, которые подтвердили высокое качество и уровень отечественных технологий. Интеллектуальная СЭС оснащена функциями автоматической диагностики и реконфигурации, что вместе с многоуровневым резервированием и умным распределением нагрузки обеспечивает высокую функциональную безопасность.
На борту МС-21 есть несколько источников электроэнергии, к числу ключевых относятся два генератора, приводимые в движение маршевыми двигателями, аккумуляторные батареи, генератор вспомогательной силовой установки и генератор турбонасоса. При отказе любого из источников или компонентов система оперативно перенастраивается, переключаясь на альтернативный источник и при этом отдавая предпочтение самым важным потребителям.

Руководитель инженерного центра ОКБ «Аэрокосмические системы» Виталий Зотов подчёркивает, что разработка компании обладает функциональной безопасностью: «Даже при отказе отдельного элемента не должна случиться полная потеря электроснабжения, которая способна вызвать аварийную ситуацию на самолёте».
В техническом плане впервые в российской гражданской авиации электрическая система самолёта использует переменный ток с переменной частотой, что упрощает конструкцию генераторов, снижает их вес и увеличивает срок службы за счёт отказа от сложных стабилизаторов частоты. Для потребителей применяются передовые полупроводниковые преобразователи, которые компенсируют изменения частоты и обеспечивают стабильное питание нагрузок.
Также новая СЭС обладает высокой устойчивостью к электромагнитным помехам и радиочастотным воздействиям, в том числе защищена от разрядов молний. Испытания по молниезащите проводятся совместно специалистами ПАО «Яковлев» и ЛИИ им. Громова и включают пропуск через корпус самолёта электрического тока, моделирующего разряд молнии.
Основная задача таких испытаний заключается в фиксации уровней наведённых напряжений в кабельной сети на борту и оценке эффективности защиты бортовых систем при воздействии электро-магнитных полей высокой интенсивности. Эти исследования позволяют выявить и своевременно устранить потенциальные уязвимости в электрических системах, обеспечить безопасность и надёжность самолёта в условиях грозовой активности.
Важным элементом системы является цифровой интерфейс, позволяющий выводить информацию о состоянии электроснабжения прямо на многофункциональные экраны в кабине пилотов, а также предоставлять техническому персоналу детальные данные для оперативного анализа и своевременного ремонта.
В компании «Яковлев» отмечают, что значение успешной разработки новой СЭС выходит за рамки программы МС-21, а научно-производственный задел, созданный ОКБ «Аэрокосмические системы» и другими участниками кооперации, позволяет разрабатывать системы электроснабжения мирового уровня в интересах новых авиационных программ России.
По материалам ПАО «Яковлев»