Интеллектуализация ударных авиационных комплексов

Фото: © пресс-служба ОАК

ОКБ Сухого на самолётах Су-35, Су-57 разработало принципы и успешно внедрило интегрированную архитектуру комплексов бортового оборудования с центральной информационно-управляющей системой. Накопленный опыт позволил перейти к разработке бортовых комплексов на принципах сетевой архитектуры. Это открыло возможность перехода на новый качественный уровень решения функциональных задач и интеллектуализации авиационных комплексов.

Именно при разработке Су-57 впервые были детализированы задачи интеллектуальной поддержки лётчика, хотя её элементы уже присутствовали на самолётах предыдущих поколений. Она включала в себя группы задач, которые необходимо было автоматически решать на всех этапах полёта, особенно – на этапах применения на фоне динамически меняющейся обстановки. Интеллектуальная поддержка заключается в выдаче лётчику необходимых рекомендаций по применению авиационных средств поражения, при групповых действиях, преодолении системы ПВО и обороне самолёта. Она также обеспечивает автоматическое управление режимами бортовых систем с реконфигурацией комплекса при отказах отдельных его элементов.

В области интеллектуализации авиационных комплексов можно выделить три главные составляющие процесса. Прежде всего, это введение новых функций комплекса бортового оборудования. Они позволяют повысить боевые свойства самолёта, снизить интеллектуальную и информационную нагрузку на лётчика при выполнении операций контроля и управления, предоставить ему дополнительные инструменты информирования, оценки и прогнозирования ситуаций.

Особенность этих задач состоит в том, что они должны решаться при некоторой неопределенности входных данных, которые описывают текущую ситуацию: внешнюю тактическую, навигационную и внутреннюю техническую при наличии случайных воздействий внешних факторов среды. Один из примеров таких задач – распознавание объектов, которое успешно решается сейчас нейросетевыми технологиями.

Кроме того, стало возможным применение нового, более совершенного математического аппарата. Ранее, имея определённые ограничения по ресурсам бортовых вычислительных средств, могли применяться несколько упрощённые математические модели, накладывались ограничения, вводились допущения. В настоящее время новые бортовые вычислители позволяют снять эти ограничения и внедрить более сложные и ресурсоёмкие алгоритмы.

«Что касается искусственного интеллекта, это всё-таки широкое понятие. Мы аккуратно применяем этот термин. Чаще мы используем понятие "технологии искусственного интеллекта". К подобным технологиям можно отнести нейросетевые технологии, экспертные системы, нечёткую логику», – пояснили в ОКБ Сухого.

Есть и ещё одна проблема установки ИИ на самолёты. Понятие «искусственный интеллект» подразумевает среди прочего самообучение. На единичном образце это сделать возможно. Но когда речь идёт о серийном производстве, встает вопрос о соответствии уровня самообучения каждой системы техническому заданию заказчика. И как осуществлять приёмку такой техники, понимания нет, т.к. пока нет никаких нормативных документов, регламентирующих самообучение систем. Поэтому искусственный интеллект в чистом виде на самолёте – вопрос не ближайшего будущего.

Предоставлено пресс-службой Объединённой авиастроительной корпорации

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...