Георгий Бериев — создатель гидроавиации

Коллаж © «Авиация России»

13 февраля 1903 года родился авиаконструктор, создатель школы гидроавиастроения Георгий Михайлович Бериев. Его имя известно в меньшей степени, чем другие имена выдающихся создателей отечественных самолётов. Отчасти это связано с тем, что всю свою жизнь Георгий Бериев посвятил одному из самых сложных и специфических направлений в авиаиндустрии – гидроавиации.

Высшее образование будущий конструктор получил на авиационном отделении Ленинградского политехнического института. После окончания которого работал в ОКБ Морского опытного самолётостроения Всесоюзного авиационного объединения, затем в ЦКБ завода № 39, где по своей инициативе начал работу над морским ближним разведчиком МБР-2. В декабре 1931 года самолёт был построен и в мае 1932 года представлен на испытания, а уже в 1933 году передан в серию на авиационный завод № 31 в Таганроге.

В августе 1934 года правительство СССР приняло решение о создании при заводе № 31 Центрального конструкторского бюро морского самолётостроения. Георгий Бериев был назначен его главным конструктором, в этой должности он проработал 34 года.

До Великой Отечественной войны КБ создало ряд гидросамолётов, включая пассажирский МП-1 и транспортный МП-1Т, а также стартующие с катапульты корабельные КОР-1 и КОР-2, экспериментальные разведчики МДР-5 и МБР-7. В послевоенные годы под руководством Бериева были спроектированы летающая лодка с поршневыми моторами Бе-6, экспериментальный реактивный гидросамолёт Р-1, серийный реактивный гидросамолёт Бе-10, амфибия Бе-12 «Чайка» с турбовинтовыми двигателями.

В 1968 году в КБ Бериева создан пассажирский самолёт короткого взлёта и посадки для местных воздушных линий Бе-30. В августе 1968 года Георгий Бериев покинул пост главного конструктора и перешёл на работу в Научно-технический совет Министерства авиационной промышленности.

Заслуги Георгия Бериева отмечены двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Сталинской и Государственной премиями. С 1989 года Таганрогский авиационный научно-технический комплекс носит имя Г.М. Бериева.

Каждая созданная им машина становилась вехой в авиастроении спецназначения. Гидросамолёты МБР-2, Бе-6 и Бе-12 весьма интенсивно эксплуатировались на всех флотах, став настоящими «рабочими лошадками» отечественной морской авиации. Во многом благодаря Бериеву гидроавиация прочно заняла свою нишу и продолжает развиваться в рамках конструкторской школы, носящей его имя.

Самолёт-амфибия Бе-200, созданный на таганрогском авиакомплексе активно используется МЧС для тушения пожаров как в России, так и за рубежом.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...