михаил симонов

Генеральный конструктор Михаил Симонов

Фото: © Алексей Михеев / ТАСС

19 октября 2024 года генеральному конструктору, Герою России, лауреату Ленинской премии Михаилу Петровичу Симонову исполнилось бы 95 лет. Вся его жизнь была неразрывно связана с авиацией, и почти 40 лет было отдано работе в ОКБ Сухого. С его участием, а затем под его руководством создавались лучшие в мире боевые авиационные комплексы Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-33 и Су-34. Он руководил созданием семейства спортивно-пилотажных самолетов Су-26, Су-26М, Су-29, Су-31.

Неоценим был его вклад в развитие международного сотрудничества. Настоящим прорывом в 90-е годы стало инициированное Симоновым военно-техническое сотрудничество с Китаем, позволившее выжить и активно развиваться в этот период не только ОКБ, но и многим опытным и серийным предприятиям авиапрома.

Михаил Петрович Симонов относился к плеяде тех людей, которых принято называть «выдающимися конструкторами». В авиастроении нет такой области, где бы его талант, идеи, прозорливость не оставили свой яркий след.
Его конструкторские откровения стали для многочисленных учеников и последователей своеобразным вектором, указывающим единственно верный путь при исследовании неведомого, непознанного, при покорении новых научно-технических, ранее недоступных человеку высот. Михаил Петрович основал научную школу создания боевых маневренных и сверхманевренных самолетов, сформулировал концепцию создания самолетов новых поколений.

михаил симонов

Михаил Петрович Симонов — целая эпоха в развитии отечественной авиации. Он обладал видением перспективы и умел пойти на риск ради будущего успеха. Созданные под его руководством боевые самолеты определили на многие годы облик российского военного авиастроения и вывели его на лидирующие позиции в мире. Он сохранил уникальную школу П. О. Сухого, самую сильную конструкторскую школу страны, которая сегодня выходит на новые рубежи создания современной авиационной техники.

Михаил Петрович Симонов родился 19 октября 1929 года в Ростове-на-Дону. В этих краях жили родители его матери: дед Михаил — бывший донской казак и его супруга с колоритным именем Клеопатра Харитоновна.

Отец Михаила, Симонов Петр Васильевич,в 1942 году погиб в боях под Сталинградом. (Вот почему через много лет рекордный самолет Су-27 имел бортовой номер П (Петр) - 42.) Семья часто переезжала. Несколько лет они прожили в подмосковном поселке Быково, где был аэродром. Именно там Михаил с интересом разглядывал самолеты на взлете и посадке. Наверное, здесь и родилась у него мечта о небе.

Вот почему он поступил в Казанский авиационный институт, преподавал в нем и возглавлял лабораторию. В 1959-м стал инициатором создания ОКБ спортивной авиации при КАИ, где был главным конструктором и одновременно инструктором и летчиком-буксировщиком. Под руководством М. П. Симонова тогда были созданы первые в СССР цельнометаллические рекордные планеры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19. Те, кому довелось работать под непосредственным началом Михаила Симонова, отмечали его отличительную черту — способность принимать неожиданные решения, которые поначалу представлялись почти абсурдными, но на самом деле, как оказывалось позже, носили судьбоносный характер.

михаил симонов

В конце 1960-х годов Михаил Симонов, приехавший в Москву для решения ряда проблемных рабочих вопросов, попал в поле зрения министра авиационной промышленности П. В. Дементьева, и тот сыграл в его дальнейшей судьбе немаловажную роль. В июне 1969 года Михаил Симонов назначается заместителем главного конструктора долгопрудненского КБ автоматики, а буквально через восемь месяцев в аналогичной должности попадает «под крыло» к гениальному конструктору Роберту Бартини.

Неполный календарный год ученичества у «красного барона» во многом стал для будущего генерального конструктора основой для формирования его концептуально-технического мировоззрения. Многие высказывания Бартини стали для Симонова своеобразными маяками в его дальнейшей деятельности.

В 1970 году он становится заместителем главного конструктора в ОКБ Сухого и в течение девяти лет дорастает до должности первого заместителя генерального конструктора.

Симонов в ОКБ стал заниматься испытаниями и доводкой фронтового бомбардировщика Су-24. Испытания отставали от графика на полтора года. Министр П. В. Дементьев сказал: «Справишься — человеком будешь! Надо нагнать сроки и устранить отставание».

С этой задачей Симонов справился, и довольно успешно. Вот что говорилось в наградной характеристике на конструктора: «Михаил Симонов в качестве руководителя испытаний проявил себя как прекрасный организатор и блестящий ученый-исследователь. Его вклад в создание, совершенствование и внедрение в серийное производство и эксплуатацию сложнейшего боевого самолетного комплекса Су-24 был отмечен присуждением ему Ленинской премии в области науки и техники».

На Западе появление Су-24 оценили следующим образом: «Обладая превосходными характеристиками по показателю „боевая нагрузка — радиус действия“, самолет способен осуществлять полеты в режиме следования рельефу местности и наносить удары, значительно превосходя другие военные самолеты фронтовой авиации. Су-24 оказывает существенное влияние на военное равновесие».

Су-24 был тогда единственным многоцелевым ударным самолетом, выполняющим задачи, свойственные истребителю-бомбардировщику, штурмовику и фронтовому бомбардировщику. Страшный для Запада самолет после всесторонних испытаний в апреле 1975 года был принят на вооружение ВВС.

Осенью 1975 года скончался основатель КБ — Павел Осипович Сухой, которому удалось сформировать коллектив единомышленников, способных при создании машин сочетать новейшие достижения науки и техники с оправданным, всесторонне оцененным техническим риском. Очевидно, поэтому многие разработки ОКБ получали весьма лестную в авиационной среде характеристику – самолеты, обогнавшие свое время.

Фронтовой истребитель Су-27

Генеральным конструктором ОКБ был назначен его ученик Е.А. Иванов. Он достойно продолжил дело Павла Осиповича. Под его руководством был выполнен комплекс летных, заводских и государственных испытаний самолетов Су-17, Су-24, Су-25, первой модификации Су-27. Именно при нем в ОКБ впервые в отечественной авиастроительной практике внедрили систему автоматизированного проектирования.

Однако в ходе испытаний  истребителя Су-27 в катастрофах погибли четыре летчика-испытателя ОКБ. И в этой ситуации было принято решение о смене руководства ОКБ. В январе 1983 года Генеральным конструктором вместо Иванова был назначен М.П. Симонов. Под его руководством разрабатывались новые модификации Су-27: учебно-боевые Су-27УБ и Су-30, палубный Су-33, ударный Су-34, многофункциональный Су-35.

михаил симонов

Су-27, над которым КБ Сухого работало с конца 1960-х годов, задумывался как ответ на появление в США истребителя F-15. Однако по мере того, как наш самолет приближался к испытаниям и серийному выпуску, становилось ясно, что американские конструкторы, активно модернизировавшие свой самолет, достигли заметных успехов. F-15 приобрел новые качества, делавшие его более мощным, нежели первые его образцы. Об этом говорили даже материалы открытой печати — в американских журналах, например, было опубликовано, что на F-15 увеличены емкость баков, количество ракет на внешней подвеске и т. д.

М. П. Симонов понимал, что те требования, которые выдали военные при заказе самолета, устареют в первые год-два. В понимании противостояния тоже произошли перемены: соотношение 70/30 — процент дальних ракетных боев к ближним, по мнению науки, изменился на 30/70. Маневренность становилась приоритетом.

Состояние проекта, если решать дело капитально, а не «отбывать номер», согласившись на удовлетворительное выполнение задания, требовало «хирургического вмешательства». Список необходимых изменений по уже готовому самолету достиг у М. П. Симонова 21 пункта.

Что такое перехват и что такое сопровождение

В ЦАГИ к идее переделки уже готового истребителя отнеслись, мягко говоря, прохладно. Помощь пришла издалека — из Новосибирска, где работал институтский товарищ Михаила Симонова Станислав Кашафутдинов, который слыл одним из самых грамотных аэродинамиков в СибНИА. Он согласился рассчитать и продуть новую модель самолета, привезенную ему М. П. Симоновым. Результаты новосибирских исследований показывали, что создатели нового Су на правильном пути.

Однако существует легенда о том, что Кашафутдинов и СибНИА были здесь ни причем. По просьбе Симонова аэродинамику Су-27 якобы пересчитали в ОКБ Микояна по образу и подобию МиГ-29. Так ли это было, история умалчивает, но истребитель Су-27 получился уникальным.

Вот что говорил Герой Советского Союза маршал авиации Иван Пстыго:

- Михаил Петрович при создании Су-27 смог пробить мощное неприятие и противодействие на самых разных уровнях: в КБ, НИИ, министерстве и т. д. Все они были против нового проекта. За время внедрения в серийное производство, когда многократно вносимые изменения в конструкцию самолета могли нарушить планы серийного завода, неоценимую помощь оказал руководитель КнААПО, генеральный директор этого предприятия Владимир Николаевич Авраменко.

Известно, что первый полет самолета Су-27 был выполнен шеф-пилотом ОКБ Владимиром Ильюшиным 20 мая 1977 года. В конструкторском бюро знали, что снимок первого выкатывания Су-27 на аэродроме Жуковского не остался незамеченным — американский спутник-шпион зафиксировал руление и взлет нового советского истребителя, но сейчас это было уже не страшно: это были данные по старой версии Су-27.

От Су-27 до Су-35 – семейство боевых ударных самолётов

20 апреля 1981 года тот же Владимир Ильюшин поднял в воздух опытный образец самолета Су-27 в новой версии, на которой впоследствии будет установлена целая серия мировых авиационных рекордов.

Выпуск в свет нового варианта Су-27 произвел фурор в авиационном мире, и Государственная премия создателям чудо-машины вполне заслуженно увенчала их успех. Этот истребитель и по сей день продолжает удивлять специалистов все новыми возможностями, которые воплощаются во все новые модификации.

Су-27 значительно превосходит американский «аэродинамический эталон» — самолет F-16. Первые же попытки F-16 норвежских ВВС сопровождать над просторами Баренцева моря Су-27 оказались полностью несостоятельными. Они не смогли держать строй с Су-27, летящим в крейсерском режиме. Американскому самолету из-за худшей аэродинамики не хватает бесфорсажной тяги двигателя, и он резко отстает от Су-27. Включение же форсажа приводит к резкому увеличению расхода топлива. В итоге такие дерганые попытки держать строй заканчиваются быстрой выработкой топлива и срывом сопровождения «цели».

Су-27 — выдающийся истребитель, не имеющий себе равных по маневренности, дальности полета и боевой эффективности. Благодаря отличным летно-техническим и эксплуатационным характеристикам самолет по праву пользуется большой популярностью у летчиков и инженерно-технического состава. Все, кому хоть раз довелось поднимать в воздух Су-27, отмечают простоту управления им: в первом же полете пилоты все делают сами практически без вмешательства инструктора. Демонстрация пилотажа на Су-27 неизменно вызывает восхищение у зрителей.

М.П.Симонов с журналистами

Очень яркой страницей в истории ОКБ Сухого является создание самолёта корабельного базирования Су-27К (Су-33), на котором впервые в отечественном авиастроении был реализован трамплинный взлёт с палубы и посадка на корабль с помощью зацепления посадочного гака за трос.

В последний день октября 1989 года в подмосковном Жуковском заседал методический совет ЛИИ по вопросу первой посадки на палубу. Михаил Симонов, который был обязан присутствовать на нём, посчитал, что ему необходимо остаться в Крыму, там в Новофёдоровке (Саки) находится наземный испытательный комплекс «Нитка». Тогда члены совета свернули заседание и тоже отправились в Крым.

1 ноября 1989 года на борту корабля находилась авторитетная правительственная комиссия, члены которой (председатель – вице-адмирал Устьянцев А.М., члены – директор Черноморского судостроительного завода Макаров Ю.И., Генеральный конструктор ОКБ Сухого Симонов М.П., главный конструктор корабля Белов Л.В., руководитель службы лётных испытаний ОКБ МиГ Рязанов О.Т.), в довольно напряжённой обстановке, подписали документ о готовности Су-27К к посадке на палубу.

Однако НТС ГНИКИ, также прибывший на корабль, не решался дать разрешение на эту посадку. Возникло опасение, что выдача разрешения вообще может быть отложена на неопределённый срок, ввиду непредсказуемости последствий.

В этой обстановке Михаил Петрович в очередной раз в критической ситуации взял всю непомерную ответственность на себя, будучи уверенным в готовности и самолёта, и лётчика к посадке на палубу. Было выполнено более 500 посадок на бетонную «палубу» наземного комплекса «Нитка».

Симонов пробрался на мостик командира посадки, в служебное помещение. На третьем развороте самолёта над палубой он попросил дежурного офицера выдать в эфир всего три слова – «работаем по полной», понятные только ему и лётчику, Виктор Пугачёв, пилотировавший самолёт ответил в эфир: «По-о-о-нял!». Неожиданно для спорящих членов НТС, за иллюминаторами, на палубе, появился самолёт, который стоял перед ними, слегка покачиваясь! Пугачев первым «распечатал» палубу корабля. Все бросились качать лётчика. А победителей, как известно, не судят.

Летом 1992 года звено Су-27 по договоренности с американской стороной совершило посадку на авиабазе Лэнгли, где базируются лучшие истребители США.

После знакомства наши лётчики предложили провести учебный воздушный бой. Американцы заколебались — устраивать дуэль над аэродромом на виду у журналистов… Вызов был принят с условием, что бой состоится в 200 км от берега над Атлантическим океаном.

Схему учебного боя выработали достаточно простую. Для начала Су-27 должен удержаться на «хвосте» у F-15, затем самолетам предстояло поменяться местами. Американский F-15 на полном форсаже попытался оторваться от нашего истребителя, но ему это не удалось. На минимальном форсаже Су-27 легко «достал» американца. Поменявшись местами, Су-27 сразу же ушел от F-15 в развороте с набором высоты. Сделав несколько маневров, он пристроился американцу в «хвост».

Пилот F-15 потерял наш истребитель из виду. Он беспомощно обратился по радио к летчику самолета-наблюдателя: «Где „Флэнкер“ [кодовое название Су-27 по классификации НАТО]?» «Он за тобой», — последовал ответ. Все попытки американского аса оторваться окончились неудачей. Наш летчик надежно держал его на ракетном прицеле.

Прав был американский пилот, когда, увидев в 1989 году в Ле Бурже, как Виктор Пугачев делает «кобру» на Су-27, сказал: «Если эта „птичка“ встретится мне в бою, я вынужден буду катапультироваться».

Интервью с Заслуженным летчиком-испытателем Виктором Пугачевым

Способность к риску, поиск неординарных решений, удивительное инженерное чутье всегда отличали творческий почерк конструктора Михаила Симонова. Эти воззрения Михаил Петрович очень четко сформулировал в своей докторской диссертации, где вывел три основных своих принципа. Во-первых, если ты взялся создавать самолет, то он должен быть лучшим в мире. Во-вторых, все его решения должны быть самыми лучшими. И, в-третьих, если мы имеем лучшие решения, то мы должны иметь решимость и волю их реализовать.

Действительно ли Су-27 превосходит МиГ-29?

Симонов был не только гениальным конструктором, но и остроумным человеком. На одной из пресс-конференций он так ответил на вопрос западного журналиста о том, почему ОКБ Сухого проектирует и строит истребители, превосходящие по всем характеристикам западные военные самолеты:

- Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс“ и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Игл“…

Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в ОКБ Сухого с одной-единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора МиГа Ростислава Белякова…»

В 1998 году генеральный конструктор стал лауреатом премий правительства РФ в области разработки и создания новой техники. Однако любопытным является тот факт, что М. П. Симонов дважды (в 1997 году — по самолету Су-27 и в 2003 году — по самолету Су-26) удостоен Государственной премии РФ в области… литературы и искусства в номинации «Технический дизайн».

Заслуги доктора технических наук, академика Инженерной академии М. П. Симонова в развитии мировой авиации признаны не только у нас в стране, но и за рубежом: 8 апреля 1998 года ему присуждено почетное звание «Человек-легенда авиакосмической промышленности», его имя представлено в Галерее славы в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне.

Генеральный конструктор ОКБ Сухого М. П. Симонов стал Героем России, и это высокое звание ему присвоено «за мужество и героизм, проявленные при создании и испытании современной авиационной техники».
Самолеты с маркой «Су» эксплуатируются во многих странах земного шара, и интерес к ним не уменьшается. Президент РФ В. В. Путин в августе 2002 года, интересуясь новыми разработками, посетил ОКБ Сухого. Он даже выполнил полет на самолете Су-27УБ. В 2009 году другой российский президент — Д. А. Медведев — совершил полет на новейшем боевом самолете Су-34.

Памяти главного конструктора Су-27 – Михаила Симонова

М. П. Симонов умер от тяжелой болезни 4 марта 2011-го в возрасте 81 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На здании школы в городе Каменске-Шахтинском Ростовской области была открыта мемориальная доска. Такая же доска была установлена и в Москве в Конаковском проезде, где с 1988 по 2011 год жил М. П. Симонов, и в Казани у главного входа в здание ОАО Научно-производственное объединение «Опытно-конструкторское бюро имени М. П. Симонова». Там же был установлен памятник конструктору.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...