Электронные бортовые портфели EFB необходимо интегрировать на все отечественные гражданские самолёты

Кабина МС-21 б/н 73054 с установленным бортовым планшетом / Фото: © «Авиация России»

Отечественное программное обеспечение для электронных лётных планшетов, известных как электронные бортовые портфели (Electronic Flight Bag, EFB), направлено на улучшение процессов управления воздушными судами с акцентом на безопасность. Одной из главных функций этого ПО является оптимизация выбора режима полёта, что достигается путём анализа различных факторов, таких как фактическая масса самолёта, погодные условия, характеристики взлётно-посадочной полосы и действия пилота. Благодаря этому, экипаж получает возможность принимать наиболее рациональные решения, что непосредственно влияет на безопасность полётов.

В настоящее время программное обеспечение адаптировано для расчёта взлётно-посадочных характеристик трёх распространённых типов российских гражданских самолётов: Ту-204, Ту-214 и SSJ100. Тестовая эксплуатация электронных планшетов сейчас проходит в авиакомпаниях, работающих с этими воздушными судами. В будущем планируется расширение поддержки других типов самолётов, а также адаптация ПО под отечественные операционные системы и технику, разработанную и произведённую в России.

Как отметил заместитель начальника отдела систем автоматического управления Инженерного центра «Яковлев» Никита Литуев, современная технология активно применяется в авиакомпаниях по всему миру на протяжении уже ряда лет. Благодаря автоматизации расчётов взлётно-посадочных характеристик, время, затрачиваемое экипажем на подготовку к полёту, серьёзно сокращается, а вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором, уменьшается. Этот аспект особенно важен в условиях растущей нагрузки на лётные экипажи.

С учётом современных требований к гражданским самолётам, необходимо внедрение функционала электронных планшетов в конструкцию современных отечественных воздушных судов. Проектирование самолёта МС-21 сразу проводилось с учётом безбумажной технологии, что подразумевает возможность использования электронного портфеля. Например, приборная доска в кабине самолёта МС-21 б/н 73056 была выполнена с гнездом под планшет. На других опытных машинах изначально были установлены встроенные EFB с отечественным софтом.

Хотя реализация стандартного функционала EFB на отечественном ПО и аппаратном обеспечении является важной задачей, необходимо смотреть дальше, отмечает Никита Литуев. Он считает, что в условиях дефицита времени и увеличения нагрузки на экипажи требуется интеграция функций электронного портфеля непосредственно в бортовой комплекс авионики. Возможности современных технологий делают этот шаг крайне актуальным.

К примеру, разработанная инженерами Gulfstream система Predictive Landing Performance System обеспечивает расчёт посадочной дистанции и предполагаемой рулёжной дорожки для освобождения взлётно-посадочной полосы. Эти расчёты осуществляются в бортовом оборудовании самолёта и обновляются в реальном времени с учётом изменения конфигурации самолёта и внешних условий. Полученная информация отображается на пилотажных индикаторах, что позволяет экипажу принимать решение по корректировке параметров захода на посадку.

Приложение выпускника МАИ для расчёта взлётно-посадочных характеристик самолёта проходит тестовую эксплуатацию

В России разработкой программного обеспечения для EFB занимается, например, компания «Лидер Аэро - Цифровые авиационные решения». Предлагаемое ПО позволяет автоматизировать расчёт взлётно-посадочных характеристик самолёта. Отличие этого ПО от зарубежных аналогов заключается в его универсальности: система способна работать с воздушным судном любого типа и производителя, включая вертолёты, в отличие от зарубежных систем, привязанных к определённым моделям. Кроме того, благодаря технологии экспертных систем разработка учитывает правила авиакомпаний, которые также могут оказывать сильное влияние на ВПХ.

Разработка проекта началась в 2016 году, первые тесты были успешно проведены на самолётах типа Ту-204. Для проведения расчётов пилоту достаточно ввести в планшет порядка 10 характеристик, таких как тип воздушного судна, идентификаторы аэродрома и взлётно-посадочной полосы, фактическая масса самолёта и другие. Часть информации, например, метеоданные и состояние взлётно-посадочной полосы, вводится автоматически за счёт подключения к авиационной базе данных.

Развитие отечественного ПО для электронных лётных планшетов и его дальнейшая интеграция в существующие системы БРЭО отечественных воздушных судов не только повысит эффективность работы экипажей, но и существенно укрепит уровень безопасности полётов.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (10 оценок, среднее: 4,90 из 5)
Загрузка...