Советский авиационный двигатель АШ-82, разработанный под руководством Аркадия Швецова, стал одним из ключевых элементов в победе СССР в Великой Отечественной войне. Этот звёздообразный 14-цилиндровый мотор с воздушным охлаждением был создан на основе более раннего М-62, но с уменьшенным числом цилиндров и ходом поршня. Такая конструкция позволила снизить лобовое сопротивление самолётов, сделать их более манёвренными и скоростными.
Одной из главных особенностей АШ-82 была его компактность. При диаметре всего 1260 мм он превосходил по характеристикам немецкий BMW-801. Последний, хотя и был запущен в серию в 1942 году, уступал советскому двигателю по мощности и весу. Это преимущество позволило советским самолётам не только конкурировать с вражеской авиацией, но и одерживать верх в воздушных боях, а в конечном итоге, завоевать превосходство в воздухе. Ла-5, оснащённый этим двигателем, стал одним из самых успешных истребителей Великой Отечественной войны.
Модификация АШ-82Ф, появившаяся в 1942 году, стала ответом на возросшие требования к мощности двигателей. Главным отличием этой версии стало неограниченное время работы на взлётном режиме, это давало дополнительные 200-300 л.с. мощности на высотах до 1500-1600 метров: максимальная мощность увеличилась с 1700 до 1760 л.с.
Эту форсированную модификацию с декабря 1942 года начали устанавливать на самолёты Ла-5Ф. Накануне сражения на Курской дуге у Военно-Воздушных Сил Красной Армии было 978 истребителей Ла-5 и Ла-5Ф с этим двигателем, что составляло более четверти всех имеющихся на тот момент истребителей.
Следующая модификация, АШ-82ФН, была оснащена системой непосредственного впрыска топлива. Такое конструктивное новшество позволило увеличить взлётную мощность до 1850 л.с. Этот двигатель устанавливался на истребители Ла-5ФН, а с 1944 года АШ-82ФН начал использоваться на Ла-7 и Ту-2, которые сыграли решающую роль в завершающих этапах войны. Именно на Ла-5ФН и на Ла-7 с 1944 года летал трижды Герой Советского Союза, ас Иван Кожедуб, одержавший более 60 воздушных побед.
Производство АШ-82 было налажено на Пермском моторном заводе, где в годы войны ежедневно выпускались десятки авиадвигателей. В некоторые дни завод собирал до 45 моторов. Для того времени это было серьёзным достижением коллектива завода. Работа велась практически круглосуточно, и уже к 1943 году СССР удалось получить стратегическое преимущество над Люфтваффе в воздухе. Моторы АШ-82 стали символом не только технического прогресса, но и трудового подвига пермских рабочих.
Сегодня АШ-82 остается символом инженерного гения и трудового героизма. В музее «Пермских моторов» можно увидеть оригинальные двигатели, которые до сих пор сохраняют следы эксплуатации. Эти моторы, промасленные и готовые к работе, напоминают о том, как благодаря техническому превосходству и самоотверженности СССР смог переломить ход войны.
Руководитель корпоративного музея «ОДК-Пермские моторы» Валерия Гаврилова, отметила в интервью пресс-службе ОДК, что для пермяков мотор Победы – это М-82, а с 1944 года – АШ-82 – Аркадий Швецов. «Разработка нового двигателя велась по его инициативе. Швецов уменьшил диаметр мотора, ведь у поршневых двигателей большая лобовая площадь – это главный недостаток, который снижает скорость», – рассказала она.
По словам Валерии Гавриловой, увеличить мощность стало возможным, создав двухрядную «звезду» с цилиндрами, расположенными в шахматном порядке. Благодаря личному обращению Аркадия Швецова к Сталину, правительство разрешило представить новое изделие на государственные испытания. 9 мая 1941 года мотор М-82 успешно прошёл испытания, а пермяки получили «зелёный свет» на дальнейшее развитие двигателей Швецова.