Двигатели ПД-8 обеспечили опытному SJ-100 перелёт с Дальнего Востока в Подмосковье

Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК»

Опытный ближнемагистральный самолёт «Суперджет 100» (б/н 97023, с/н 97003) с полной заменой импортных комплектующих и систем прибыл 20 июня 2025 года на аэродром Раменское ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском для выполнения программы лётных сертификационных испытаний.

«Это первый длительный перелёт самолёта с двигателями ПД-8. После посадки на аэродроме Раменское «Суперджет» был перебазирован в авиационно-технический комплекс ПАО «Яковлев», где борт подготовят к программе лётных и наземных сертификационных испытаний», – сообщили в пресс-службе ОАК.

Самолёт пилотировал экипаж в составе лётчиков-испытателей Дмитрия Деменёва (командир), Александра Верхова, Игоря Гревцева и ведущего инженера по лётным испытаниям, бортового оператора Максима Грюканова. Перелёт из Комсомольска-на-Амуре с промежуточными посадками в Иркутске (прибытие 19 июня) и Новосибирске (вылет в Жуковский на следующий день) имел общую протяжённость маршрута около 6 тысяч километров. Полёт проходил на высотах до 12 тысяч метров и скоростях до 0,78 Маха, в общей сложности лётное время составило порядка 9 часов.

По словам Дмитрия Деменёва, полёт выполнялся по стандартному профилю, аналогично базовой версии самолёта (SSJ100), все бортовые системы работали без замечаний. «Следуя полётному заданию, мы успешно отработали посадки в двух крупных аэропортах, что говорит о высокой степени готовности этой машины», – заявил командир экипажа.

Сделано в России: полный цикл производства лопаток ГТД обеспечивает технологическую независимость авиадвигателестроения

Главный конструктор SJ-100 Кирилл Кузнецов рассказал, как показали себя российские системы и двигатели в перелёте и каковы дальнейшие задачи лётных испытаний. По его словам, перелёт через всю страну важен для подтверждения плана сертификационных испытаний и демонстрации способности самолёта работать в типичных условиях гражданской авиации – с использованием обычных аэропортов Иркутска и Новосибирска, где он успешно был обслужен и подготовлен к следующему этапу перелёта.

Двигатель ПД-8 – это ключевой элемент всей программы импортозамещения на «Суперджете». В отличие от двигателя предыдущего поколения ПС-90, который создавался 12 лет, ПД-8 был разработан с учётом опыта и компетенций, полученных при создании ПД-14, всего за 6 лет.

В рамках импортозамещения помимо маршевой силовой установки была заменена и вспомогательная СУ, а также все основные системы самолёта: БРЭО и навигационное оборудование, шасси, комплексная система управления, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха и противопожарной защиты, оборудование салона. Планер обновлён с целью упрощения производства и обслуживания, аэродинамические законцовки крыла саблеты (др. название «сайберлеты») стали штатными на импортозамещённой версии машины.

Глава Объединённой авиастроительной корпорации Вадим Бадеха отметил в интервью РБК от 19 июня, что одной из главных проблем импортозамещения как на SSJ100, так и на МС-21 стала крайне сжатая временная рамка для реализации всех проектов. Сроки были обусловлены объективными причинами, связанными с событиями 2022 года, когда возникла ситуация неопределённости и необходимости оперативного решения транспортных задач. В результате перед промышленностью была поставлена сверхзадача, с которой не удалось справиться полностью.

ПС-90 создавался 12 лет, ПД-14 — десять. Двигатель для «Суперджета» создали за шесть лет

По его словам, сроки реализации проектов импортозамещения были беспрецедентно жёсткими и практически невыполнимыми, однако они не были произвольными. К 2022 году самолёты МС-21 и SSJ100 уже фактически прошли сертификацию, и предполагалось, что замена иностранных компонентов будет быстрой. Тем не менее, поставщики и производители систем «находились в не самом лучшем состоянии», что осложнило процесс.

Вадим Бадеха также подчеркнул, что ещё в 2019 году была поставлена задача восстановления системы гражданской кооперации, разрушенной в 1990-х, и создания российских агрегатов. К 2022 году уже имелась база, от которой можно было отталкиваться. В 2022-м промышленность была вынуждена мобилизоваться для решения возникших задач, отметил глава ОАК.

В программе сертификации импортозамещённой версии «Суперджета» задействованы три опытных самолёта:

Бортовой номер Заводской номер Двигатели Степень импортозамещения Статус испытаний
97021 97001 SaM146 Частично импортозамещённый (часть оборудования российская) Выполняет полёты по программе сертификационных испытаний в Жуковском
97012 95157 ПД-8 Частичная замена импортных комплектующих Заводские доводочные испытания в Комсомольске-на-Амуре (аэродром Дзёмги)
97023 97003 ПД-8 Полная замена импортных комплектующих (полностью импортозамещённый) Подготовка к сертификационным испытаниям в Жуковском (аэродром Раменское)

Опытный борт 97023 (з/н 97003) выполнил первый полёт 23 апреля 2025 года. Это третий самолёт, который создан по программе импортозамещения SSJ-New. Ранее, в июне, ему было присвоено имя первого главного конструктора SSJ100 Юрия Ивашечкина. Этот опытный борт, а также борт 97012, оснащены двигателями ПД-8.

Кирилл Кузнецов пояснил пресс-службе ОАК, что три опытных самолёта на данный момент выполнили свыше 100 полётов – более 60 из них в рамках сертификационных испытаний. Основная задача самолёта 97023 – продемонстрировать совместную работу всех импортозамещённых систем вместе с двигателем ПД-8.

«Хотя лётные испытания этого самолёта составят около 25-30 процентов от общего объёма программы сертификации, именно они – то самое зерно, которое продемонстрирует работу всех импортозамещённых систем друг с другом и с двигателем ПД-8. Это на самом деле основной и самый большой объём именно для этого самолёта. Помимо полётов, важную роль играют наземные испытания, в частности проверка воздействия высокочастотных полей высокой интенсивности, которые проводятся в лаборатории ЛИИ. Такие испытания должны выполняться на самолёте типовой конструкции, полностью соответствующем серийному образцу», – сказал главный конструктор SJ-100.

Сертификационные испытания SJ-100 начались в Комсомольске-на-Амуре

Если считать по количеству выполненных полётов, то на сегодняшний день пройдено примерно 30-40% от общей программы испытаний, отметил Кирилл Кузнецов. Он добавил, что если учитывать время в часах, затраченное на наземные испытания, то выполнено около половины всех запланированных работ. Ранее главный конструктор сообщал, что до конца 2025 года необходимо выполнить около 200 полётов, включая испытания в экстремально высоких и низких температурах, которые пройдут на Аравийском полуострове и в Якутии соответственно.

В апреле первый вице-премьер Денис Мантуров рассказал ТАСС, что только первому полностью импортозамещённому борту 97023 предстоит совершить 130 сертификационных полётов.

Основная задача на самолётах с бортовыми номерами 97021 и 97012 – выполнение полётов по навигационным маршрутам, в ходе которых будет оцениваться работа системы самолётовождения и точность навигации. На самолёте 97021 продолжаются испытания на оценку характеристик машины с двигателями ПД-8, включая аэродинамику, устойчивость и управляемость воздушного судна. Этот борт уже совершил 13 полётов доводочной программы, готовится 14-й. Завершить сертификацию самолёта SJ-100 планируется до конца текущего года.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...