Д. Мантуров: бюджет под ЛТС Checkmate свёрстан в том числе, с привлечением внебюджетных средств

Разработка и производство лёгкого тактического самолёта Checkmate не требует иностранных инвестиций, Россия самостоятельно профинансирует его создание, бюджет под это сверстан как с участием Минпромторга, так и с привлечением внебюджетных средств. Об этом в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ), заявил глава Минпромторга Денис Мантуров.

«Это абсолютно не зависит от иностранных заказчиков. Более того, у нас бюджет под это полностью сверстан, как с участием программ Минпромторга, так и внебюджетных средств "Ростеха" и ОАК. Что касается иностранного участия – это не исключается», – приводит его слова РИА Новости. Он добавил, что иностранные заказчики могут профинансировать создание двухместного истребителя.

«Иностранные коллеги часто просят двухместное решение, – например, в двухместную версию мы можем привлечь наших иностранных партнеров. Хотя, еще раз, мы можем это сделать сами – вопрос актуальности», – пояснил Денис Мантуров.

Checkmate (Су-75) ориентирован в первую очередь на зарубежные рынки, но, по словам Мантурова, «не стоит забывать о принятии самолёта на вооружение российской армии, еще раз, это в процессе принятия решения», – добавил министр.

JAS-39 Gripen

Несмотря на то, что большинство современных истребителей оснащается двумя двигателями, однодвигательные машины остаются востребованы в военно-воздушных силах как мировых держав, так и стран, не имеющих глобальных амбиций. Такие истребители четвертого поколения регулярно проходят модернизацию, что повышает их боевые характеристики. Но и в пятом поколении есть примеры однодвигательных комплексов фронтовой авиации. Прежде всего, F-35, объём производства которого на рубеже 2040 года независимыми экспертами оценивается в 3 500 штук, а это почти половина мирового производства.

JF-17

В настоящее время основными эксплуатируемыми в мире истребителями, оснащёнными одним турбореактивным двигателем, являются американские F-16 и F-35. В Европе самолётом с такой схемой силовой установки является шведский JAS-39 Gripen, производимый компанией SAAB AB. В Азии наиболее известны в этой категории совместная разработка Китая и Пакистана JF-17 Thunder, а также китайский J-10. В России – МиГ-29.

J-10

Главным преимуществом истребителей с одним двигателем является привлекательная цена на мировом рынке и стоимость эксплуатации. По оценкам большинства экспертов, силовая установка и топливная система составляют значительную долю от цены фронтового самолёта. Тем самым затраты на закупку однодвигательного истребителя будут примерно на четверть ниже, чем двухдвигательного. Примерно настолько же снижается стоимость эксплуатации и ремонта, ведь наиболее часто обслуживаемый и заменяемый элемент истребителя – всё тот же двигатель.

F-16

Недостатками лёгких боевых машин те же эксперты называют меньшую живучесть и более низкую по сравнению с двухдвигательными – боевую нагрузку, а выход из строя двигателя равнозначен потере самолёта. При этом комплекс бортового оборудования примерно соответствует тяжёлым многофункциональным истребителям, но однодвигательный истребитель имеет меньший боевой запас средств поражения.

Меньше на однодвигательном самолёте и запас топлива, что сокращает радиус боевого применения. Однако эта проблема успешно решается дозаправкой топливом в воздухе.

Суммарные показатели боевой эффективности современного лёгкого истребителя примерно на 20% ниже тяжёлого двухдвигательного, поэтому выбор типа истребителя – задача с большим количеством критериев, которая не имеет однозначного ответа.

Checkmate Су-75

Лёгкий однодвигательный истребитель пятого поколения Checkmate (Су-75) будет иметь сниженную радиолокационную заметность, сверхманёвренность и элементы искусственного интеллекта. Его максимальная боевая нагрузка превысит семь тонн, максимальная скорость – до двух скоростей звука. Самолёт будет стоить 25-30 миллионов долларов, тогда как его аналоги, французские Dassault Rafale и шведские Saab Gripen, – 60-90 миллионов долларов.

Премьера Checkmate состоялась в июле 2021 года на авиасалоне МАКС. Тогда вице-премьер Юрий Борисов заявлял журналистам, что у России уже есть первый предварительный заказчик на эту машину.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Загрузка...