Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) завершил научно-исследовательскую работу по созданию авиационного поршневого двигателя-демонстратора на базе автомобильного двигателя проекта "Кортеж", сообщили в пресс-службе ЦИАМ.
"Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова завершил научно-исследовательскую работу "Адаптация" успешными испытаниями двигателя в составе силовой установки с воздушным винтом", - говорится в сообщении пресс-службы.
Научно-исследовательская работа "Адаптация" проводится ЦИАМ по заданию Минпромторга РФ и связана с возобновлением интереса к авиации общего назначения и возросшими потребностями в авиационных поршневых двигателях.
По словам руководителя работ, начальника отдела ЦИАМ Льва Финкельберга, была проведена оценка возможного использования двигателя, созданного по такой схеме, на двухдвигательном девятиместном и однодвигательном шестиместном самолётах местных воздушных линий. "Наиболее трудоёмкой задачей стала адаптация под авиационные правила систем топливопитания, зажигания и управления, обеспечивающих работу двигателя", - цитирует его пресс-служба ЦИАМ.
В ходе работ был решён ряд задач, связанных с конструктивными особенностями адаптируемых агрегатов и трудностями их расположения на двигателе. Специалистами ЦИАМ была решена сложнейшая задача получения требуемых характеристик двигателя-демонстратора, поскольку автомобильный двигатель практически никогда не работает на режимах, характерных для авиационных моторов.
Испытания проводились в Воронеже на винтовом стенде ООО "ОКБМ" совместно инженерами ЦИАМ, разработчика "Кортежа" - ФГУП НАМИ и ОКБМ.
В ходе испытаний получены характеристики двигателя в диапазоне от земного малого газа до взлётного режима, проверены его запуски и приёмистость. Результаты работы подтвердили заявленные в техническом задании удельные характеристики по литровой мощности, расходу топлива и весу двигателя.
Созданный на базе двигателя "Кортеж" демонстратор АПД-500 пройдёт исследования в термобарокамере ЦИАМ и в дальнейшем планируется провести его испытания на экспериментальном летательном аппарате.
В октябре 2018 года ЦИАМ заключил контракт с Минпромторгом на проведение работ под шифром "Адаптация", цель которых - создание 500-сильного авиационного двигателя на базе автомобильного мотора проекта "Кортеж". Двигатель планируется устанавливать на УТС Як-152, который в настоящее время комплектуется немецким RED A03.
О проведении в России научно-исследовательских работ в области превращения автомобильного двигателя проекта "Кортеж" в авиационный сообщил тогда же в октябре в интервью РИА Новости генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин. По его словам, основная цель данного проекта – понять, что конкретно нужно поменять в автомобильном двигателе, чтобы на нем полетел самолет. Гордин отметил, что автомобильные двигатели - крупносерийные, их себестоимость существенно ниже, поэтому есть возможность сделать относительно дешевый авиационный двигатель.
Семейство модульных двигателей проекта "Кортеж" разработано ФГУП НАМИ совместно с Porsche Engineering. Старшая модель V12 является самой мощной - 856 л.с. Это двигатель с непосредственным впрыском топлива, четырёхтурбинной системой наддува "Quadro turbo" и системой изменения фаз газораспределения. Объём силового агрегата - 6,6 л, крутящий момент - 1320 Нм.