В 2018 году в СМИ прошли сообщения о возобновлении производства в России поршневых двигателей для малой авиации, в октябре Центральный институт авиационного моторостроения им. Баранова (ЦИАМ) заключил контракт с Минпромторгом на проведение работ под шифром "Адаптация", цель которых - создание авиационного двигателя на базе автомобильного мотора проекта "Кортеж".
Генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин в интервью
Он отметил, что необходимы двигатели мощностью 80, 200, 350 и 500 лошадиных сил на общей элементной базе. Уже пройден этап формирования линейки таких двигателей и согласован типоразмерный ряд.
"По первому – 80-сильному бензиновому – научно-технический задел в ЦИАМ есть. Рассчитываем, что ОКР будут открыты в этом году и завершатся госиспытаниями и сертификацией, - сказал Гордин. - Второй двигатель – 200-сильный дизельный – нужен для самолётов типа учебно-тренировочного DA42", - добавил он.
Ещё один востребованный мотор - это 500-сильный двигатель для УТС Як-152, сейчас этот самолёт комплектуется немецким RED A03. В рамках НИР "Адаптация" в ЦИАМ планируют переделать автомобильный двигатель проекта "Кортеж" в авиационный. Михаил Гордин объяснил, почему был выбран именно этот вариант.
"Производство почти всех комплектующих практически освоено на территории России. Быстро воспроизвести у нас все компоненты иностранного двигателя уровня RED нереально. Уроки истории говорят о том, что копия чужого двигателя получается тяжелее и менее мощной, - поясняет он. - 500-сильные силовые установки будут пользоваться большим спросом в беспилотных летательных аппаратах. У гражданской малой авиации требования по безопасности гораздо выше. Сначала такие двигатели отлетают нужное количество часов на БПЛА, а потом, после соответствующих доработок, будут ставиться на воздушные суда малой авиации", - рассказал Гордин.
По его словам, уже создан электронный макет, в 2019 году демонстратор пройдёт испытания на стендах, полученные результаты покажут в каком направлении нужно будет двигаться дальше.
"Мы надеемся, что эта работа будет продолжена в следующем году в тех же объёмах. Если всё будет так, то до лётного эксперимента нам потребуется около полутора лет, - пояснил глава ЦИАМ. - Продолжение финансирования позволит нам в следующем году испытать двигатель в термобарокамере на высоте, а на 2021-й год обсуждаем возможность поставить его на летающую лабораторию и испытать в полёте", - сказал он.
НИР "Адаптация" даст возможность специалистам ЦИАМ понять методологию использования компонентов автомобильного двигателя для создания авиационного, оценить, насколько значительные при этом будут конструктивные переделки, сроки и затраты.
Михаил Гордин пояснил, что по итогам НИР можно будет говорить о прототипе поршневого двигателя для лёгких гражданских самолётов, например, для Т-500 или вместо RED на учебно-тренировочном Як-152.
"Делая демонстратор, мы решаем ещё одну важную задачу – формируем кооперацию российских предприятий, готовых к серийному производству деталей и узлов поршневых авиадвигателей. Сама эта кооперация уже является научно-техническим заделом для ОКР. Наладить серийное производство с освоенными технологиями проще, и не придётся ни от кого зависеть", - добавил гендиректор ЦИАМ.