БТС-ВАБ С-76

Беспилотная транспортная авиационная система внеаэродромного базирования С-76 «Атлас»

Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК»

Развитие отрасли электрических БПЛА с вертикальным взлётом и посадкой (СВВП, eVTOL) активно набирает темп, привлекая внимание как крупных авиакомпаний, так и государственных структур. На Парижском авиасалоне 2023 года компания Eve Air Mobility, поддерживаемая Embraer, подписала соглашение на поставку до 150 самолётов eVTOL, а в мае 2023 года Lilium объявила о подписании соглашений с двумя частными фирмами на поставку своих воздушных судов.

Компания Wisk Aero, принадлежащая Boeing, сделала акцент на полностью автономных СВВП. Эта стратегия направлена на снижение затрат и повышение доступности eVTOL для большего числа людей. Wisk Aero уже провела первую публичную демонстрацию полностью автономного eVTOL с неподвижным крылом. По мнению руководства компании, автономность является ключевым фактором для будущего eVTOL, завершить сертификацию таких самолётов в компании планируют до конца текущего десятилетия.

В России также активно развивается направление электрических СВВП. Темой самолётов с вертикальным или укороченным взлётом и посадкой занимаются несколько компаний. Наиболее известные из них – это «Эколибри», «Транспорт будущего», «Ангравити». Разработка проектов СВВП ведётся также в Московском авиационном институте, в НИТУ МИСиС, самолёт с укороченным взлётом и посадкой создают в СибНИА. ОДК создала демонстратор гибридной силовой установки на базе турбовального двигателя ВК-650В. Инженеры компании «Стронгвингс» (Екатеринбург) создали капотированный вентилятор для eVTOL, который обеспечивает повышенную безопасность для грузов и пассажиров.

Гибридно-электрический самолёт «Эколибри» будет летать на расстояние до 1200 км со скоростью около 270 км/ч. У компании «Транспорт будущего» имеется две модификации БАС – аэротакси и большой грузовой дрон с взлётной массой 700 кг. Каждый месяц в Тольятти собирается от двух до пяти БАС каждого типа, прежде всего для проведения испытаний, подтверждения ресурса и отработки моделей типового применения. СВВП «Ангравити» сможет перевозить до 2000 килограмм полезной нагрузки на расстояние до 1500 километров со скоростью до 300 километров в час. Стоимость лётного часа, по расчётам инженеров, составит 30 тысяч рублей, что в пять раз меньше часовой эксплуатации вертолёта типа Ми-8.

В Заполярье прошли испытания беспилотного комплекса воздушной разведки

О том, что конструкторы ОКБ Сухого совместно с инженерами Московского физико-технического института (МФТИ) ведут разработку грузового беспилотного самолёта вертикального взлёта и посадки «Атлас» стало известной в феврале 2022 года. Предполагалось, что СВВП будет использоваться для доставки грузов на удалённые площадки, где нет аэродромов. Для эксплуатации и технического обслуживания «Атласа» достаточно одного техника. По расчётам разработчиков, благодаря снижению затрат на оплату труда пилотов и другого персонала можно удешевить себестоимость доставки грузов на 40%.

12 августа 2024 года, в первый день работы Международного военно-технического форума «Армия», ОАК представила натурный образец беспилотной транспортной системы внеаэродромного базирования (БТС-ВАБ) вертикального взлёта и посадки С-76. Это и есть тот «Атлас», о котором зимой 2022 года рассказали в ОКБ «Сухой».

Если создавать беспилотный летательный аппарат с теми же подходами, что и в пилотируемой авиации, то кардинально снизить стоимость доставки груза и стоимость лётного часа самолёта не получится. Руководитель проекта и главный конструктор по созданию БТС-ВАБ Евгений Рубцов (ОКБ Сухого) отметил во время презентации С-76 в конгрессно-выставочном центре «Патриот», что необходим комплексный подход, чтобы решить эту задачу.

«Мы должны решать этот вопрос комплексом мер. И название этому комплексу мер "Беспилотная транспортная система внеаэродромного базирования с семейством самолётов С-76". Речь идёт именно о системе, в которую входят беспилотные воздушные суда с высокой степенью автоматизации систем управления, единый операционный центр, который осуществляет взаимодействие с воздушными судами, с управлением воздушного движения для интеграции в единое воздушное пространство, с наземными посадочными площадками и с наземной инфраструктурой, а также с конечными заказчиками и потребителями. Если у нас получится создать такую простую и удобную систему, мы сможем показать значительное снижение стоимости доставки грузов», – рассказал Евгений Рубцов.

Он добавил, что ключевым элементом беспилотной транспортной системы является транспортный самолёт вертикального взлёта и посадки, который представлен в КВЦ «Патриот».

«Сухой» и ОАК представили на форуме «Армия» тяжёлый транспортный БПЛА вертикального взлёта и посадки

Для осуществления вертикального взлёта и посадки используются восемь электродвигателей. Горизонтальный полёт по самолётному обеспечивается несущим крылом и поршневым бензиновым двигателем с толкающим винтом, расположенным в хвостовой части фюзеляжа. Поршневой двигатель вкупе с крылом обеспечивает высокую топливную экономичность при полётах на дальние расстояния по сравнению с вертолётами.

Необходимая для взлёта и посадки С-76 площадка может иметь размер 17х17 метров. Длина С-76 составляет 7,2 м, высота – 2,9 м, размах крыла – 11 м. В ОКБ Сухого отмечают, что крыло повышает топливную эффективность БПЛА.

Взлётная масса С-76 составляет 1500 кг, крейсерская скорость 180 км/час, высота полёта до 4000 м. Автоматический наземный контроль обеспечивает простоту эксплуатации. Полёт производится полностью в автоматическом режиме по заранее заложенному в бортовой вычислитель маршруту. Связь между операционным центром и С-76 поддерживается оператором через ГЛОНАСС, один оператор может контролировать до 12 СВВП С-76.

Предусматривается возможность эксплуатации БТС-ВАБ в условиях Крайнего Севера. Дальность полёта с грузом массой 300 кг без дозаправки составляет 1000 км. Если требуется доставить груз на площадку, где отсутствует возможность пополнить баки топливом, и вернуться обратно, то такая площадка должна находиться на удалении не более 500 км.

ОКБ Сухого провело лётные испытания прототипа БАС вертикального взлёта

Объём грузовой кабины СВВП – 2 куб. м, она вмещает две стандартные палеты 800х1200х144 мм или два транспортных контейнера. Внутрифюзеляжное размещение груза и поддержание необходимой температуры в отсеке позволяет обеспечить сохранность груза. Отсек оснащён удобной системой направляющих для загрузки/выгрузки палет или контейнеров, также есть устройства фиксации для исключения перемещений груза во время выполнения полёта.

Проект С-76 позволит развернуть в России экономичные автономные СВВП, которые с минимальным участием человека будут выполнять авиационные грузоперевозки. По словам Евгения Рубцова, сейчас проект БТС-ВАБ С-76 находится на этапе испытаний ключевых технологий и базовых технических решений.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...