Как заявил президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) Виктор Чуйко, в 2021 году в экономике России продолжались кризисные явления, осложненные усилением финансово-экономических санкций и эпидемиологической обстановкой. Несмотря на это по данным Росстата по отношению к 2021 году валовой внутренний продукт вырос на 4.7% и составил 130 795,3 млрд. руб.
В 2021 году произведено 29 гражданских самолетов, поставлено заказчикам 26, в 2020 году 15 и 15 соответственно. Также было произведено 77 гражданских вертолетов, поставлено заказчикам — 70 (на экспорт 32). В 2020 году произведено и поставлено 85 вертолетов.
Динамика производства за 2021 год составила 105,6% по отношению к 2020 году. Доля авиадвигателестроения наиболее высока и составляет 29,4% от общего объема. Самолетостроение 27,2%, вертолетостроение 15,9%.
Производительность труда в отрасли в 2021 году составила 4,4 млн. рублей на одного работника, что составляет 119,2% к уровню 2020 года, в том числе в самолётостроении 5,5 млн. рублей, в 2020 году 3,9 млн. рублей.
Итоги 2021 года показывают, что объем продаж продукции и выполненных работ на основных предприятиях двигателестроения и агрегатостроения — членах АССАД увеличились на 7,6% к уровню 2020 года. Объем продаж на предприятиях АССАД входящих в ОДК увеличился на 6,7%. За прошедший год предприятия — члены АССАД выполнили комплекс важных работ по созданию и производству двигателей и агрегатов для гражданской и военной авиации, по созданию научно-технического и технологического задела в институтах и ОКБ отрасли, а также модернизации основных фондов.
Продолжаются испытания МС-21 с отечественным двигателем нового поколения ПД-14, в создании которого приняло участие более 50% предприятий-членов ассоциации. Активно ведутся работы по созданию двигателя ПД-35, спроектирован и успешно испытан демонстрационный газогенератор. Ведутся работы по созданию двигателя ПД-8. Разработана и передана изготовителям рабочая конструкторская документация.
Больше всех самолетов гражданского назначения построено на предприятии АО «Региональные самолеты» (филиал корпорации «Иркут»). Суммарно на 31 декабря 2021 г. построено вместе с опытными образцами 219 самолетов семейства «Суперджет-100».
25 декабря 2021 г. на аэродроме Иркутского авиазавода (ИАЗ) совершил первый полет шестой летный образец перспективного ближне- среднемагистрального авиалайнера МС-21-300, оснащенный двумя американскими двигателями PW1400G-JM, и с крылом из российских композиционных материалов.
9 февраля 2022г. в рамках IX Национальной выставки и форума инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2022 руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александр Нерадько вручил генеральному директору ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Юрию Слюсарю сертификат типа на самолет МС- 21-300 и сертификат разработчика авиационной техники.
На ВАСО в 2021 г. достроили и подняли в воздух два самолета Ил-96-300ПУ (в апреле и августе).
28 мая 2021 г. в Казани совершил первый полет очередной серийный самолет Ту-214ПУ.
Среднее количество выпущенных гражданских самолетов (в год):
- 1992 год — 81;
- с 1995 по 2000 — 11;
- с 2001 по 2008 — 26;
- с 2010 по 2020 — 25.
Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»