Основным источником международного воздушного права является Конвенция о международной гражданской авиации принятая в Чикаго 4 апреля 1947 г. – Чикагская конвенция. СССР присоединился к ней 14 ноября 1970 года.
В Преамбуле документа
Согласно действующим правилам Конвенции, существуют понятия – государство регистрации воздушных судов и государство эксплуатанта. Ключевая роль в техническом регулировании отводится государству регистрации, если оно не может выполнить свои функции, то передаёт полномочия государству эксплуатанта. Весной 2022 года после введения санкций против российской авиаотрасли в ответ на начало СВО на Украине, возник «правовой вакуум». Глава Росавиации Александр Нерадько в интервью РБК
В марте 2022 года авиарегуляторы Бермуд и Ирландии, где было зарегистрировано большинство импортных самолётов российских авиакомпаний, аннулировали сертификаты их лётной годности. По словам Нерадько, они приняли это решение в «одностороннем порядке». «Всё было сделано вразрез двухсторонних соглашений, без консультаций с Россией. Получилось, что ни Чикагская конвенция, ни вытекающие из неё соглашения не предусматривают ответственности в случае прекращения договора», – сказал он. При этом Конвенция не предусматривает автоматической передачи функций государством регистрации государству эксплуатанта.
В ответ на действия западных стран российские власти решили перерегистрировать самолёты в национальном реестре, не дожидаясь их вывода из реестров Бермуд и Ирландии. В итоге многие самолёты оказались с «двойной регистрацией», что запрещено правилами конвенции. Международная организация гражданской авиации (ICAO) предупредила, что из-за этого в России налицо существенная проблема в области обеспечения безопасности полётов: возникает проблема действительности лицензий на их радиооборудование и сертификатов лётной годности в целом.
Поэтому Москва и предлагает внести изменения в Чикагскую конвенцию, касающиеся ответственности за исполнение обязательств по соглашениям в случае прекращения их действия, чтобы страны могли перерегистрировать самолёты в национальных реестрах и это не приводило бы к их двойной регистрации.
Однако, по словам главы Росавиации, пока совет ИКАО не поддерживает это предложение, потому что там «преобладает санкционная политика». «Но совет ИКАО — это не вся Международная организация гражданской авиации, которая включает в себя 193 государства. Мне кажется, что если в каждом государстве внимательно отнесутся к нашей инициативе и поймут, что в отношении любой страны может произойти подобная ситуация, когда группа государств введёт санкции в одностороннем порядке, то к нам должны прислушаться», — сказал он.
Александр Нерадько подчеркнул, что в авиационном ведомстве Бермуд контролем за лётной годностью самолётов занимались не более 20 человек, что в разы меньше по сравнению с инженерными кадрами Росавиации и её территориальных органов.
«У нас специалисты говорят и читают на английском, понимают техническую литературу и способны контролировать поддержание лётной годности самолётов иностранного производства. Но по ряду причин нас убеждали, что мы это сделать не способны», — сказал Нерадько. Глава ведомства отметил, что в 2022 году Росавиация проверила техническое состояние всех воздушных судов, которые были перерегистрированы в российском национальном реестре, — это 647 воздушных судов.