В Новосибирске 14 июля на базе СибНИА им. С.А. Чаплыгина выполнен первый полёт летающей лаборатории Як-40ЛЛ (б/н 87251) с работающим турбовинтовым двигателем ВК-800СМ. В полёте оценивались характеристики силовой установки, её соответствие установленным требованиям безопасности и эффективности в условиях реального полёта перед началом сертификационных испытаний. Полёт продолжался 15 минут 34 секунды, самолёт набрал высоту 700 м, максимальная скорость составила 340 км/ч. Об этом сообщается в телеграм-каналах СибНИА и разработчика двигателя – Уральского завода гражданской авиации.
«Работы выполняются в обеспечение сертификационных испытаний данного двигателя в составе летающей лаборатории Як-40. Ожидается, что результаты испытаний позволят приступить к следующему этапу – сертификационным испытаниям, а также к подготовке к массовому производству двигателя ВК-800», – заявили в УЗГА.
Процедура натурных испытаний исключает возможность использования одномоторного самолёта на начальном этапе испытаний, установка ВК-800СМ на таких самолётах сопряжена с опасностью возникновения отказов. Поэтому выбор Як-40 в качестве платформы для испытаний обусловлен соображениями безопасности. Самолёт оснащён тремя маршевыми двигателями АИ-25, обеспечивающими набор высоты, горизонтальный полёт и заход на посадку независимо от работоспособности опытного ВК-800СМ. Данная конфигурация представляет собой стенд натурных испытаний в условиях реального полёта для одномоторного самолёта.
«При первом вылете проверяется работа систем самолёта, работа систем двигателя, температурные режимы, герметичность гидравлических систем, электрических систем, корректность работы приборного оборудования. После чего проводится расшифровка уже контрольно-записывающей аппаратуры. Параметры определяются именно непосредственно внутренней работой двигателя, давлением и прочим», – рассказал генеральный директор СибНИА Владимир Барсук.
Двигатель продемонстрировал стабильную работу на всех этапах полёта. Температурные режимы оставались в пределах нормы. «По итогам первого испытательного полёта двигатель ВК-800 продемонстрировал устойчивую работу, все системы работали штатно. По результатам работы будет подготовлено заключение о проведении дальнейших испытаний», – прокомментировали инженеры-испытатели.
Сертификация двигателя ВК-800 и воздушного винта для лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал» запланирована на 2025 год, сообщил 2 июля министр промышленности и торговли Российской Федерации Антон Алиханов в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации. «Работы по сертификации нового двигателя ВК-800 и винта продолжаются. В этом году компания Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) должна завершить этот этап», – отметил Алиханов.
В апреле 2025 года Минпромторг заключил с АО «УЗГА» контракт на доработку и оснащение самолёта ЛМС-901 «Байкал» двигателем ВК-800СМ и воздушным винтом АВ-901. Работы производятся в соответствии с Государственной программой «Развитие авиационной промышленности». Госконтракт предусматривает проведение пятого этапа ОКР «ЛМС-5» с датой завершения и получения сертификата типа до 17 декабря 2027 года. Цена контракта составляет более 10 млрд рублей.
Турбовинтовой двигатель ВК-800СМ построен по стандартной схеме газотурбинного двигателя. Конструкция включает центробежный компрессор, противоточную камеру сгорания, одноступенчатую турбину компрессора и двухступенчатую свободную турбину. Такая архитектура обеспечивает оптимальное соотношение мощности и топливной эффективности для самолётов малой авиации. Конструктивные решения ВК-800СМ учитывают требования к надёжности и экономичности эксплуатации в условиях региональных авиаперевозок.