Министерство торговли США 4 июля 2025 года официально разрешило GE Aerospace возобновить поставки авиационных двигателей для китайской корпорации COMAC, сообщает «Рейтер».
Решение принято в рамках инициативы по деэскалации торговых отношений между двумя крупнейшими экономиками мира. Оно позволит китайскому авиапроизводителю сохранить планы по расширению производства и выходу на международные рынки, говорится в сообщении агентства.
В мае 2025 года Министерство торговли США приостановило экспортные лицензии, разрешавшие американским компаниям поставлять критически важные компоненты и технологии для COMAC. В частности, ограничения затронули двигатели LEAP-1C и CF34-10A, которые устанавливаются на самолёты C919 и С909 соответственно. Эти действия администрации президента Трампа стали ответом на введённые Китаем ограничения на экспорт редкоземельных металлов в США и стали частью более широкой торговой войны между Вашингтоном и Пекином.
Приостановка поставок поставила под угрозу производство и техническую поддержку уже эксплуатируемых 19 самолётов C919, а также развитие китайской гражданской авиации в целом. Кроме двигателей, ограничения коснулись также программного обеспечения для проектирования микросхем, авиационного оборудования и систем бортового радиоэлектронного оборудования от Honeywell и Collins Aerospace.
Экспортный контроль США в отношении COMAC наносит стратегический удар по авиационной отрасли Китая
Разрешение на возобновление поставок двигателей GE Aerospace стало частью комплексного смягчения торговой напряжённости между США и Китаем. Помимо этого, США также отменили ограничения на экспорт программного обеспечения для проектирования микросхем и возобновляют поставки этана в Китай. COMAC сохранит темпы производства и техническую поддержку существующего парка самолётов, а также продолжит реализацию планов по удвоению выпуска самолётов и выходу на международные рынки.
Сохраняя зависимость Китая в авиационной отрасли от западных технологий, США фактически используют эту уязвимость как инструмент стратегического сдерживания. Китайский двигатель CJ-1000A, разрабатываемый Aero Engine Corporation of China, находится на стадии испытаний, его внедрение и коммерческая эксплуатация ожидается не ранее конца 2020-х годов.
CJ-1000A — турбовентиляторный двигатель с тягой около 12,8–14 тонн, который создаётся как альтернатива американско-французскому LEAP-1C, установленному на среднемагистральном самолёте COMAC C919. Первые летные испытания двигателя на базе транспортного самолёта Y-20 начались в 2023 году, а сертификация и массовое производство ожидаются к 2025–2027 годам. По мнению экспертов, успешное внедрение CJ-1000A позволит Китаю значительно снизить технологическую зависимость от Запада, однако пока двигатель не достиг коммерческой готовности, что сохраняет у США важный рычаг влияния через экспортный контроль.
Согласно интервью почётного президента Шанхайского общества аэронавтики Ши Цзяньчжуна, которое он дал в апреле текущего года изданию South China Morning Post, китайский двигатель «превзошёл самые оптимистичные ожидания» и является важным шагом на пути к технологической независимости. В COMAC подчёркивают, что решение США позволит сохранить стабильность производства и технической поддержки, необходимые для выхода на международные рынки.
Технологическая зависимость Китая создаёт для США рычаг влияния, позволяющий контролировать темпы развития китайской авиационной индустрии и ограничивать её конкурентоспособность. При этом снятие ограничений в июле 2025 года является частью торговой деэскалации, но статус других американских поставщиков, таких как Honeywell и Collins Aerospace, остаётся неопределённым, сохраняя определённый уровень давления.
Импортозамещение — не самоцель, но требование текущего момента
В долгосрочной перспективе китайский двигатель CJ-1000A может усилить конкуренцию на мировом рынке узкофюзеляжных самолётов, где доминируют Boeing 737 и Airbus A320. Тем не менее, пока COMAC зависит от западных комплектующих и технологий, возможности быстрого выхода на глобальный уровень существенно ограничены.
Таким образом, США стремятся замедлить технологический суверенитет Китая, используя экспортный контроль как инструмент экономического и политического влияния. Решение о возобновлении поставок в Пекине должны рассматривать как временную меру, позволяющую поддержать текущие производственные планы COMAC, но стратегическая цель Китая остаётся без изменений — полная технологическая независимость.
Артём Кириллов
для сайта «Авиация России»