В «Яковлеве» рассказали о работе инженера-испытателя и особенностях испытательных полётов

Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК»

В Жуковском и в Комсомольске-на-Амуре идут испытания опытных самолётов SJ-100. Проверяется работа как импортозамещённого бортового радиоэлектронного оборудования, других систем и агрегатов, так и двигателя ПД-8. В интервью пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации о работе лётно-испытательного комплекса ПАО «Яковлев» и особенностях испытательных полётов рассказал начальник комплекса, лётчик-испытатель Вадим Широких.

– Вадим Павлович, скажите, пожалуйста, вот что это за испытательное оборудование, какую функцию оно выполняет?

– Это специальное испытательное оборудование для места ведущего инженера, бортового оператора. У него есть пульты для ввода отказов, о которых мы уже говорили, – например, в систему управления, двигатели и так далее. Также здесь установлена аппаратура СБИ (система бортовых измерений). СБИ работает постоянно, но на некоторых режимах требуется повышенная частота регистрации данных. В таких случаях используется этот пульт.

Кроме того, здесь размещены камеры, которые фиксируют показания приборов и пультов в кабине. Также выводятся специальные параметры полёта, которых нет у пилотов, или они дублируются – это нужно для дополнительного контроля и помощи экипажу.

– Какова роль ведущего инженера-испытателя?

– Он и называется ведущим, потому что ведёт эксперимент. Он управляет экспериментом и даёт рекомендации экипажу, как правильно всё сделать. А потом оценивает, насколько тот или иной этап полёта или полностью эксперимент был выполнен, насколько качественно, нужно ли что-то повторить.

– Какое количество человек находится на борту во время испытательного полёта?

– Минимум два члена экипажа – командир и лётчик-испытатель. Максимум для этого самолёта – четыре человека, плюс два ведущих бортовых оператора. Здесь всего два места и больше посадить нельзя, потому что все члены экипажа должны иметь своё место, свою привязную систему и, самое главное, специальные средства спасения: огнетушители, кислородную систему. Всё нужно предусмотреть и подготовить, и каждый член экипажа должен иметь своё спасательное оборудование.

– Частый вопрос от журналистов: почему нельзя взять нас в испытательный полет, чтобы поснимать?

– Это, конечно, здорово, и мне хотелось бы взять. Но все люди на борту во время испытательных полётов имеют специальную подготовку. Они заканчивают школу лётчиков-испытателей. Неважно, пилот ты, инженер или штурман, обязательно проходишь специальную подготовку, где, кроме серьёзной инженерной подготовки, есть подготовка для особых случаев, в том числе аварийно-спасательных. Независимо от того, где ты сидишь, ты должен знать, как действовать. Для этого проходят специальное обучение и получают специальные сертификаты – свидетельства лётчика-испытателя, бортового инженера-испытателя и так далее. Так что, извините, пожалуйста.

– Удивительно, что этот самолёт уже с салоном, багажными полками и обшивкой. Для чего это делается? Испытывается ли салон во время полетов?

– Обязательно. Это сделано не только для красоты, хотя это тоже приятно. Кстати, хочу отметить, что эти багажные полки и обшивка гораздо приятнее на ощупь, чем те, что были в импортных самолётах. Посмотрим, какими будут кресла, надеюсь, не хуже, а лучше.

– Почему именно на этот самолёт все это поставили?

– Потому что планируются испытания салона, в том числе в полёте. Во-первых, для оценки температурных режимов, для чего обязательно нужна обшивка. Во-вторых, для проверки системы кондиционирования (КСКВ), как она взаимодействует с оборудованием салона. И, в-третьих, на земле тоже проводятся испытания, в том числе по аварийному покиданию пассажиров.

– Пластины и утяжелители – это имитация массы кресел с пассажирами?

– Да, у нас пассажиры могут размещаться в салоне в разном порядке, и самолёт должен быть испытан при всех допустимых центровках. В зависимости от того, какую центровку нужно создать, мы крепим грузы на определённые места. Если нужно создать переднюю центровку, то грузы ставятся вперед, если заднюю – то назад. Есть специальные центровочные графики.

– Как определяется распределение пассажиров для центровки?

– Часто всё делается автоматически. Берётся средняя масса пассажира – 80 килограмм, и по креслам рассчитывается, сколько человек находится на определённых местах. Если пассажиров немного, то кабинный экипаж просит их пересесть, чтобы обеспечить необходимую центровку.

– То есть, когда бортпроводницы просят занимать только свои места, это в том числе и для этого?

– Да, в том числе, чтобы обеспечить безопасность полёта. Зачастую пассажирам непонятно, почему, вроде, свободные места есть, а их туда не пускают. Это одна из причин.

– Но, я так понимаю, это редкие случаи?

– Да, у самолёта достаточно широкий диапазон центровок, и поэтому, если пассажиры равномерно заполнили салон, то это не принципиально.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...