Голливудская фантастика 80-х была реальностью на истребителях Су и МиГ

В начале 1980-х годов западные военные эксперты к своему великому изумлению обнаружили на первых фотографиях совершенно секретных советских истребителях МиГ-29 и Су-27 нечто, напоминающее "голову" астромеханического дроида R2-D2 из кинофильма "Звёздные войны". То, что в Голливуде считали фантастикой, в Советском Союзе было свершившимся фактом - советские истребители были оснащены оптико-локационной станцией (ОЛС), введённой в основной контур управления вооружением.




Сегодня без этого устройства не обходится ни один современный истребитель, вертолёт, танк или корабль - главное оружие в современной войне — это информация, противостояние войск идёт не только непосредственно на поле боя, но и в информационном пространстве. Правильный манёвр, более раннее обнаружение цели и наведение на неё вооружения дают преимущество перед противником, но для этого нужно точно знать, где он находится. Во второй половине ХХ века основным средством обнаружения и целеуказания стали радары.

Но радиолокация — далеко не единственный способ обнаружения целей. Началось всё с двух совершенно различных приборов: тепловизоров и лазерных дальномеров.

Первоначально эти устройства работали независимо друг от друга. Тепловизоры использовались в головках наведения ракет «воздух — воздух», а лазерные дальномеры в основном помогали более точному применению оружия по наземным целям, прежде всего бомбометанию и огню из авиационных пушек, так как позволяли определять дистанцию с точностью до сантиметров, на что обычные радары не способны. При этом на Западе подобные «уточняющие» устройства изготавливались, как правило, в виде подвесных контейнеров. А вот в СССР сразу старались интегрировать эти системы в планер самолёта.

МиГ-27 ВВС Индии
МиГ-27 ВВС Индии

Примером может послужить созданный в начале 1970-х годов штурмовик МиГ-27, в котором вообще не было радара, а в узком, как клюв аиста, носовом обтекателе помещался только лазерный дальномер «Фон». А на перехватчике МиГ-31 впервые дальномер и тепловизор объединились в единую систему: тепловизор определял общее направление на цель, а далее к измерениям приступал лазерный дальномер.

Стремительное совершенствование электронных фоточувствительных матриц привело к возможности создания ещё одного канала поступления информации — телевизионного, а бортовые ЭВМ достигли достаточной мощности, чтобы микшировать информацию от разных каналов и формировать для лётчика объединённую картину окружающей обстановки. При этом информация выводилась в удобном для оценки виде — на прозрачном дисплее, отображавшем положение целей на фоне лобового стекла. А наведение оружия осуществлялось с помощью системы нашлемного целеуказания, связанной непосредственно с головками самонаведения ракет: поворот головы лётчика сопровождался соответствующим поворотом тепловизора головки самонаведения ракеты. Таким образом, для прицеливания не надо было разворачивать весь самолёт перед пуском, достаточно было поворота головы.

Впервые в мире система нашлемного целеуказания «Щель-3УМ», сопряжённая с оптико-локационными станциями, была создана в СССР в начале 1980-х годов для истребителей четвёртого поколения МиГ-29 и Су-27. И вот тогда западные военные эксперты забеспокоились.

Система нашлемного целеуказания "Щель"
Система нашлемного целеуказания "Щель"

Разработчики основных американских истребителей F-15 и F-16 делали ставку на поражение противника со средних и дальних дистанций. В столкновениях со слабым противником такой подход вполне себя оправдывал. Однако моделирование воздушных боёв с равными по возможностям истребителями показало, что схватка с большой вероятностью заканчивается ближним боем, пресловутой «собачей схваткой». И здесь наличие «третьего глаза» ОЛС, установленной рядом с фонарем кабины лётчика, давало нашим самолётам явное превосходство. Кстати, рядом с фонарем кабины ОЛС размещают именно для удобства применения в ближнем манёвренном бою. В условиях, когда самолёты активно перемещаются друг относительно друга, очень важно максимально сблизить точку зрения ОЛС и лётчика.

Опасения экспертов окончательно подтвердились в середине 1990-х после серии учебных боёв между американскими истребителями F-16 новейшей модификации с не самыми свежими Миг-29А, доставшимися ВВС Германии в наследство от ГДР. Эксперты заговорили о том, что Запад отстал от России в этой области на 20 лет. В совместных учениях в 2005–2006 годах индийские Су-30МКИ, оснащенные ОЛС, сбивали и F-15, и французские «Миражи-2000», а схватку с сингапурскими F-16С выиграли со счётом 10:0.

Аналога этой системы до сих пор нет даже на американском истребителе пятого поколения F-22. Лишь на самых современных западных образцах вроде F-35 появились интегрированные в планер ОЛС. Между тем наши специалисты прошедшие 20 лет тоже не сидели сложа руки, и не далее как в 2015 году появилось новое поколение ОЛС для модифицированных МиГ-29 и Су-27. Это всевидящее око позволит нашим воздушным бойцам на равных бороться даже с американскими «невидимками» F-22 и F-35.

На экранах радаров истребители пятого поколения и в самом деле кажутся объектами размером с футбольный мяч, но в оптическом диапазоне их габариты остаются прежними. Современные отечественные ОЛС способны зафиксировать «невидимку» на расстоянии до 90 км в задней и до 30–40 км в передней полусфере. Лазерный дальномер измеряет расстояние до воздушной цели в диапазоне до 20 км, а до наземной — до 30 км с точностью до 5 м. Однако атакующий самолёт может не излучать вовсе никакого сигнала, по которому его можно обнаружить. Именно оптико-локационные станции, скорее всего, станут средством первого контакта с самолётами противника, изготовленными по технологии «стелс». И это как раз та область, в которой отечественная промышленность имеет определенное превосходство.

Основным производителем подобных устройств в России является холдинг «Швабе», объединивший оптическую промышленность страны и названный в честь купца Фёдора Швабе, основателя отечественного оптического производства. Футуристическую продукцию предприятий, входящих в холдинг, в изобилии можно увидеть на авиасалонах МАКС. Разрабатывает холдинг «зрение» и для российского истребителя пятого поколения Т-50. О его «остроте» пока можно только догадываться.

Рейтинг статьи:   +1+2+3+4+5 (оценок - 1, средняя - 5,00)
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ





СТАТЬИ ПО ТЕМЕ